Гонка чемпионов 2017

15 января в Тольятти (в поселке Сосновка) состоялась 20-я юбилейная Рождественская Гонка чемпионов, в которой приняли участие лучшие автоспортсмены России.

Гонка проходит в необычном формате синхронных заездов, когда пара участников соревнуется на вылет в бесконтактной борьбе по параллельно проложенным гоночным дорожкам, которые пересекаются через мост. Этот же формат используют в международной Гонке чемпионов (Race of Champions — ROC), которая проходит с 1988 года (мы писали о ней ранее). Рождественская гонка прежде всего отличается покрытием, так как проходит зимой на открытом воздухе на одном из треков испытательного полигона завода «АвтоВАЗ» в Тольятти. По сути же обе гонки — и Рождественская, и Race of Champions проходят в одном из самых безопасных форматов Time attack, однако это не мешает им быть весьма зрелищными и «адреналиновыми».


Рождественская Гонка чемпионов впервые прошла в 1996 году, ее главным идеологом и организатором стал тогда руководитель заводской раллийной команды Степан Иванович Васильев. Гравийная испытательная трасса зимой ежегодно превращается в отличный ледовый трек. Протяженность дорожек составляет 2,5 км, которые в первой своей части пересекаются с помощью моста. Таким образом, в заезде из двух кругов каждый участник проходит и по внешней, и по внутренней дорожке.


По словам трехкратного чемпиона мира по ралли-кроссу Тимура Тимерзянова, который уже второй раз подряд участвует в гонке, внешняя дорожка чуть медленнее при старте за счет того, что уходит под мост, однако на втором круге появляется возможность это компенсировать, если только ты не совершаешь ошибку.


За всю свою историю Рождественская гонка не состоялась лишь дважды — в 2009-м и в 2016 году, при этом в прошлом сезоне к этому был причастен тогдашний президент «АвтоВАЗа» Бу Андерссон, который не счел необходимым проводить автоспортивное мероприятие. Что же касается техники, то за исключением 2008 года, когда участникам разрешили выступать на автомобилях иностранного производства, все остальные соревнования проводились на продукции завода «АвтоВАЗ»: от ВАЗ-21083 в 1996-97-х и в 2003-м годах, ВАЗ-21107 в 1998-2000-х, ВАЗ-2112-37 в 2001-2002-х, ВАЗ-21123 и ВАЗ-21124 до ВАЗ-11193-37 с 2006 по 2014 годы. В 2015-м участники выехали на лед на новеньких Lada Kalina NFR, а в этом году на старты впервые вышли 170-сильные Lada Vesta Sport в цветах Rosneft — гоночного партнера «АвтоВАЗа», столь привычных поклонникам автоспорта по гонкам чемпионата мира по турингу, а также Российской серии кольцевых гонок.


Наибольшее число побед — четыре — в этой синхронной гонке принадлежит Кириллу Ладыгину, главному покорителю ледовых треков и единственному в своем роде обладателю трофея «Хрустальная шина» в Гонке звезд «За рулем». Совсем немного отстал от него Дмитрий Брагин: у него три победы, так же, как и у Александра Никоненко.


Честно говоря, понятно, что преимущество в Рождественской гонке находится на стороне заводских пилотов «АвтоВАЗа»: вкатанность в трассу и опыт участия в заездах подобных форматов у них намного больше. Например, пилот SMP Racing Кирилл Ладыгин участвует в соревновании с 2004 года. Для того чтобы помочь адаптироваться приглашенным спортсменам, организаторы соревнования в пятницу и субботу накануне гонки проводят тренировочные заезды, а в субботу во второй половине дня проходит квалификация.


В этом году было и несколько нововведений. По словам организатора Рождественской гонки, директора по развитию ООО «ЛАДА Спорт» Владислава Незванкина, впервые опробовали новый формат заездов — с пассажирами. «В прошлом году мы также провели несколько подобных заездов, но в полноценном формате сделали это только сейчас, — сказал Владислав Незванкин. — Мы стремимся популяризовать автоспорт, и прокатить в боевом режиме зрителей, выигравших в наших специальных конкурсах, — лишь один из способов». Помимо этого в 2017 году Рождественскую гонку впервые показали в прямом 4-часовом эфире на телеканале «Автоплюс».


... Торжественное открытие соревнований стартует в 11 утра воскресенья, но уже с самого раннего утра на трассу в Сосновке выстраивается огромная очередь из зрителей: пожалуй, еще нигде я не наблюдала такого количества болельщиков, как здесь — город буквально живет в ожидании главного автоспортивного события сезона. Люди приезжают семьями, хорошо подготовившись и, главное — в отличном настроении, а на призыв комментатора «Тольятти!!!» — отзываются раскатистой волной приветственных криков. Когда видишь такого скопление поклонников автоспорта, невольно преисполняешься оптимизмом относительно его судьбы в России. Увы, у нас здесь все не так...


Но вернемся к гонке: это на самом деле одно из увлекательнейших и зрелищных зимних автоспортивных событий, которые приносят и радость, и адреналин. Организаторы приглашают на нее 16 лучших пилотов России, чемпионов в различных дисциплинах. По временам, показанным в квалификации, они распределяются на четыре группы, в которых каждый пилот должен проехать с каждым по одному разу. По итогам групповых заездов в каждой группе определяются два финалиста, которые проходят в 1/8 финалов. В случае если в группе равное количество побед у трех спортсменов, финалистов определяет место в квалификации.


В этот раз именно так и произошло: в одной из групп по две победы было у Владимира Шешенина, Михаила Грачева и «боевого» автожурналиста Владимира Мельникова. Но именно у Мельникова оказалось более высокое место в квалификации, что стало своеобразной сенсацией гонки, и он таким образом «выбил» Михаила Грачева из финалов. Еще большей сенсацией стала победа Владимира Мельникова над Владимиром Шешениным в 1/8 финала, однако уже в четвертьфинальных заездах ему в соперники достался Михаил Митяев, обыграть которого он не смог.


Отдельное спасибо хочется сказать и тем гонщикам, кто не побоялся выйти на старты, несмотря на небольшой опыт в зимнем треке или существенный перерыв в карьере трековых соревнований. К сожалению, Виталий Петров, приглашенный на Рождественскую гонку и первоначально подтвердивший свое участие, в последний момент отказался. Жаль, многие российские болельщики мечтали увидеть его в деле.

Очень приятно было наблюдать на трассе заезды пилота команды SMP Racing, победителя гонки 24 часа Ле-Мана Алексея Басова.


Алексей Басов (слева) и Тимур Тимерзянов

«Я впервые принимаю участие в такой гонке, но мне очень понравился формат, организация — очень много болельщиков, видно, что зрители долго ждали этого праздника, — сказал Алексей Басов. — Очень хорошо, что Lada Sport вернулись в российские гонки, у них здесь много болельщиков. Я приятно удивлен подготовкой покрытия и самой трассой, она получилась трехмерной, с интересными поворотами. Рабочие участки — это медленные повороты, а вот левые ипподромные повороты очень даже эффективные и эффектные!».


Среди наших именитых пилотов были также Сергей Рябов, Алексей Дудукало, Николай Карамышев, Егор Оруджев.

Для Тимура Тимерзянова зимний трек — привычный формат гонок, так как уже 10 лет он ежегодно принимает участие в чемпионате Татарстана по зимнему треку. Однако формат Тольятти существенно отличается для него от привычных трековых гонок: «Я уже второй раз еду в этой синхронной гонке, и мне очень нравится, — сказал Тимерзянов. — Первый раз вообще был немного ошарашен тем, как это все происходит, никогда не рулил на льду в правую сторону. В этот раз я уже немного больше вкатан, но все равно опыта мало, довольно сложно поймать грань, особенно в слепых поворотах. Ипподромные гонки во многом отличаются от этих синхронных соревнований: здесь повороты как правые, так и левые, есть слепые повороты, к тому же совершенно незнакомая для меня машина — в Татарстане мы ездим в основном на Калинах или 2108».


Еще одной звездой соревнования стал 18-летний Егор Санин, который сумел подняться до заездов за 3-е место, однако его соперник — Дмитрий Брагин — все же отобрал у него эту ступеньку пьедестала. Правда, стоит сказать, что на предыдущей гонке в 2015 году Санин завоевал бронзовую награду, когда ему было всего 16 лет.

Финальные заезды проходили, что называется, «ноздря в ноздрю», машины на финише порой разделяли доли секунды, и не всегда можно было сразу определить победителя.


Безусловным лидером по заездам снова стал пилот программы SMP Racing Кирилл Ладыгин. Он показал лучшее время в квалификации и одержал три победы в групповых заездах. В финале, где заезды продолжаются до двух побед, он встречался с Михаилом Митяевым и выиграл в двух заездах. По итогам соревнования Кирилл Ладыгин стал пятикратным чемпионом Рождественской синхронной гонки.


В качестве главного приза он получил автомобиль LADA Granta Drive Active.


В прошлом сезоне Кирилл выступал в чемпионате мира по гонкам на выносливость на российском прототипе BR01 класса LMP2, но в связи с изменением в регламенте команда SMP Racing взяла тайм-аут до 2018 года, когда собирается дебютировать уже с другим прототипом, построенным по требованиям LMP1. В этом же году пилот программы пересядет за руль отечественной Lada Vesta в классе туринг в Российской серии кольцевых гонок (СМП РСКГ).

— Кирилл, что сложнее — пересесть из невероятно технологичного спортпрототипа за руль Lada или, наоборот, через год поменять Lada на топовый прототип?

— Мне кажется, что все же пересесть в Lada сейчас будет сложнее. Я на таком автомобиле не ездил года с 2009-го, со времени участия в WTCC. Специфика LMP такова, что на нем ехать проще — больше прижимной силы, больше держака на колесах. А на кузовах такого нет.

— Мне показалось, что ты нервничал здесь на старте: неужели с твоим опытом это еще возможно?

— Конечно. Это в любом случае напряжение, так что все нормально.

— Кто был твоими главными соперниками?

— Дмитрий Брагин, Михаил Митяев. Они опасны! Алексей Басов был очень быстрый, но он всегда быстрый.

— В чем особенность этой синхронной трассы?

— Здесь есть перепады высот, трамплин, интересный въезд под мост. Больше всего нравится последний поворот перед длинной финишной прямой: ты начинаешь «ломать» машину уже на трамплине, поэтому вниз она должна идти боком, и от этого получаешь совершенно непередаваемые ощущения. Но здесь надо все правильно рассчитать — чтобы оказаться в нужной точке и вовремя начать разгон. Максимальная скорость здесь не слишком велика: порядка 110 км/ч. На шипах машина разгоняется довольно долго —лед, скользко. Все участники жаловались на сцепление: нам немного не хватило времени «выкатить» шипы, чтобы они вылезли и начали работать. Организаторы слегка перестраховались, чтобы колес хватило до конца соревнования, и резину слишком глубоко зашиповали, так что шипы никак не могли вылезти. И только к концу гонки мы смогли как следует вкатиться.

— Ты давно не участвовал в зимнем треке?

— Последний раз ехал в 2013 году на Гонке звезд. Но зимний трек я могу сравнить с велосипедом: «один раз научился — всю жизнь уметь будешь».

Источник: Drom.ru

Фикусы Бенджамена и фокусы Ягучи

Lexus GS F пришел ко мне на тест-драйв уже после купе RC F; и несмотря на то, что построены они на разных платформах, у них в характере много общего.

Формула 1. Гран-при Британии: праздник для всей страны

Гонка в Сильверстоуне визуально казалась не слишком напряженной, однако именно она должна была расставить некоторые точки над «и» за один Гран-при до летнего перерыва.

Академия AMG на Moscow Raceway

Знаменитая поговорка Машину купил, ехать не купил, превратилась для автопроизводителей в руководство к действию: машину продал, подари ехать.

DTM на Moscow Raceway: уик-энд будет жарким

В эти выходные подмосковный автодром Moscow Raceway вновь примет российский этап DTM — знаменитая немецкая «кузовная» серия проведет гастроли близ Волоколамска уже в пятый раз.

Колонка Гурама Инцкирвели. История первого «корчестроительства»

Знакомьтесь, это моя «корчелыга» и, попутно, мой первый личный автомобиль — Mercedes-Benz C230K W202, который я испортил...

Как Honda помогла Диксону сокрушить доминирование Penske

Итоги гонки в Элкхарт-Лейке подводит комментатор Viasat Sport Сергей Беднарук.

IndyCar. Уличные разборки в Торонто

Этап в канадском Торонто — особенный в календаре серии IndyCar. Эта трасса за 30 лет проведения на ней соревнований стала уже знаковой для серии.

IndyCar. Спайдермен вернулся!

Прошедшая в минувшее воскресенье в Айове гонка главной американской формульной серии IndyCar завершилась победой Элио Кастроневеса.

NHRA Thunder Valley Nationals

NHRA Thunder Valley Nationals — является одной из сложнейших гонок в календаре NHRA.
Показать еще →