Круче только картинг!

Российские молодые пилоты в одноэтапном чемпионате мира в Бахрейне.

В прошедшие выходные в Бахрейне состоялся Фестиваль Моторспорта. Да, далеко. Да, для большинства наших читателей это какая-то совсем другая реальность, но было на этом фестивале несколько очень важных вещей, которые нельзя обходить молчанием: это более чем успешные выступления российских спортсменов и команд и несколько новостей, касающихся следующего года.

Собственно, сам Фестиваль включал в себя события на двух трассах (гоночном кольце и трассе для картинга) автодрома Сахир в Бахрейне. На большом кольце прошел финальный этап Чемпионата мира по длинным гонкам (WEC), а гонками поддержки у него были Porsche GT3 Cup Challenge Middle East и формульный чемпионат в классе 2000 MRF Challenge. И об эндурансе, и о новостях, связанных с ним, мы расскажем в следующем репортаже. А сейчас — о том, что происходило на картинговой трассе, так как это действие по своему драйву и адреналину оказалось во много раз интереснее «взрослого» WEC.


Впрочем, одноэтапный чемпионат мира по картингу в классах OK и OKJ (взрослый и юниор) оказался привлекательным не только для нас. На картинговой трассе, расположенной совсем недалеко от главного кольца Международного автодрома Бахрейна, можно было постоянно встретить лица, хорошо известные в международном автоспорте: представители различных команд и производителей внимательно наблюдали за происходящим на трассе. Одним из таких людей был Том Кристенсен, знаменитый 9-кратный победитель гонки 24 часа Ле-Мана, большую часть своей гоночной карьеры выступавший за Audi и сейчас, после ее окончания, продолжающий работать на Ингольштадт. Столкнувшись с ним нос к носу, я не могла не спросить, что он делает на картодроме, на что великий гонщик ответил, что «смотрит на увлекательнейшие гонки и молодые таланты».


Многие причастные к автоспорту приходили просто посмотреть на совершенно нереальные и сумасшедшие боевые заезды, поддержать мальчишек и поболеть за своих. Так и российские пилоты SMP Racing, выступающие в Чемпионате по длинным гонкам, в свободное время бежали в сторону картинга: ведь там выступало несколько российских спортсменов, в том числе и юные пилоты программы SMP Racing, опекаемые ее спортивным директором Петром Алешиным. Да-да, это отец нашего экс-чемпиона Формулы 3,5 и первого российского пилота, стартовавшего и участвующего в американском Индикаре Михаила Алешина.


Весьма плотно обосновался в паддоке картинга и Мика Сало — спортивный директор SMP F4 Championship — наблюдающий за юными картингистами на предмет отбора в чемпионат.

К участию в классе юниоров OKJ было заявлено 99 пилотов из 29 стран, из них шестеро из России: Иван Берец (команда VDK racing), Давид Розенфельд, Илья Морозов, Михаил Симонов, Иван Швецов и Павел Буланцев (Ward Racing). При этом Швецов и Буланцев выступали при поддержке SMP Racing.


Соревнования строятся по принципу нескольких отборочных туров, победители которых встречаются между собой уже в финале. Сначала проводится квалификация, по результатам которой картингисты распределяются по гонкам, и после этого проходят еще один отбор — на этот раз с помощью квалификационных хитов, где каждый спортсмен стартует еще три раза. Затем, по итогам общей суммы баллов, полученной в хитах, гонщик получает стартовую позицию в предфинальных заездах. Ну и последнее событие — это уже непосредственно финал.

В финалы попадает 34 участника, и среди них оказалось трое российских спортсменов: Илья Морозов, Павел Буланцев и Иван Швецов. Но по итогам гонки классифицированы были только Буланцев и Швецов — Морозов не смог финишировать.

Иван Швецов оказался в шаге от подиума — на четвертом месте. Павел Буланцев финишировал восьмым.


Но самые драматичные события происходили в старшем классе ОК, где выступало два российских спортсмена: Никита Ситников, проведший уже два сезона в SMP F4, и Александр Смоляр младший, чьего отца многие наши читатели знают по дрэг-рейсингу (в прошлом) и соревнованиям по дрифту RDS в качестве соорганизатора и судьи чемпионата. Саша оказался очень талантливым молодым пилотом и также был отобран SMP Racing для участия в программе по картингу.

В старшем классе ОК было заявлено 48 пилотов, и многие из них — спортсмены с большим опытом и знанием картинга, для которых титул Чемпиона мира был важным и очень желанным — впрочем, как и для всех остальных участников.


Александр Смоляр также выступал за команду Ward Racing и тоже под российским флагом, а в качестве машины использовал 28-сильный TONY KART RACER 401 Special — механики и команда порекомендовали его как наиболее подходящий под актуальные задачи.

В пятничной квалификации Саше не очень повезло выступать в первой группе: во-первых, именно в нее попадают самые быстрые пилоты, а во-вторых, «держак» на трассе появляется уже после того, как первая группа хорошо «прорезинит» асфальт. В итоге, в квалификации по результатам двух групп Саша, тем не менее, показывает третье время — это очень высокий результат! — и в квалификационных хитах попадает в группу С, так что впереди его ждут три гонки с двумя стартами со второго места и одним поулом.


Наблюдать за картинговыми гонками такого уровня — одно удовольствие. Во-первых, это один из самых массовых стартов, которые происходят в автоспорте. К тому же у ребят удивительная плотность результатов: у 30 из 34 спортсменов лучшее время круга колеблется в пределах 1 секунды! Ну а борьба на трассе вообще вызывает желание увидеть нечто подобное и во взрослых кузовных и формульных гонках. Человека, непривычного к картингу, удивляют и другие вещи, происходящие на трассе. Например, если тебя вытолкнули или ты вылетел с трассы, ты имеешь возможность вернуть вручную свой карт на трек и продолжить гонку. Так что не было ничего удивительного, когда бывшие картингисты пытаются проделывать то же самое и в «старших» сериях.


Даже у обычного зрителя адреналин зашкаливает. Можно представить, что испытывают сами спортсмены и «приближенные» зрители — я имею ввиду друзей и членов семьи.

По словам Петра Алешина, очень часто матери юных спортсменов после гонки просто падают в обморок от адреналинового голодания, особенно, если их дети проигрывают: настолько сильно они болеют за своих сыновей и такой отлив адреналина испытывают после финиша.

Александр Смоляр-старший показался мне, наоборот, абсолютно спокойным, как человек, хорошо закаленный в гонках. Да и Саша-младший был сосредоточен и серьезен, хотя было понятно, что он нервничает.


После первого хита на старте с поула с самого начала все пошло не так: сначала было дано два рестарта, а затем уже в первом повороте Александр получил удар в бок от своего сокомандника. В итоге после довольно сильных повреждений он смог продолжить гонку, но финишировал лишь 17-м. Зато два следующих хита Саша блестяще выигрывает, и в полуфиналах оказывается на четвертой стартовой позиции, откуда шансы на хороший результат у него оказываются очень высокими.


Полуфиналы проходили в субботу — в тот же день, когда должна была состояться финальная гонка Чемпионата мира по эндурансу. Еще во время прогрева Саша пожаловался на проблемы с двигателем, и было решено заменить мотор, так что в гонку Смоляр выходит на запасном агрегате.

После старта с 4-й позиции он ухитряется сразу подняться на одно место вверх, а затем, воспользовавшись ошибкой впереди идущих пилотов, прорывается вперед. Правда, его соперники не сдаются, но в итоге именно россиянин завоевывает в полуфинале первое место и становится первым в истории российским спортсменом, завоевавшим поул-позицию в Чемпионате мира по картингу.


Посмотреть на финальную гонку собрались уже почти все представители России, кто был в Сахире и не был занят в идущем параллельно финальном этапе WEC. Народу на трибунах было едва ли не больше чем на соседней кольцевой трассе. На стартовой решетке спортсмены расположились на 17 рядах — всего 34 пилота. И наш Саша Смоляр — на поул позиции гонки.


Саша Смоляр и Мика Сало на гриде финальной гонки

Но что-то пошло не так.
До старта остается минута. Пора садиться в машину…. Александр усаживается в сиденье, кладет руки на руль, а ноги на педали… педали… увы, педаль тормоза предательски складывается пополам и это означает лишь одно — тормозить больше нечем. Механик Сантас обреченно произносит: «Прости, я уже помочь тебе ничем не смогу… Очень жаль» и покидает стартовую прямую. Александр не верит в то, что это случилось с ним. Что же делать!? Вроде есть какой то выступ рычага от тормозной педали и можно пытаться до него дотянуться ногой, пытаться тормозить… надо ехать… старт…
Александр Смоляр-старший


Саша все же стартует в гонке, но с самого начала понятно, что далеко он не уедет. И вот первый круг, потеря нескольких позиций и сход, так как без педали тормоза показать хороший результат просто невозможно.

Результаты в классе юниоров очень хорошие. Мы претендовали на подиум, но расклад на старте оказался не в наше пользу. А во взрослом классе у Саши Смоляра произошла редчайшая поломка, я даже не припомню похожей.
Петр Алешин

Сам пилот и его семья переносят это стоически, и, безусловно, помогает им в этом предложение от команды SMP Racing продолжить карьеру в молодежной серии SMP F4, так что сейчас, когда вы дочитываете эти строки, Саша Смоляр уже принимает участие в формульных тестах в Испании и начинает подготовку к своему первому формульному сезону.


Что касается остальных российских пилотов, то Иван Швецов переходит теперь в старший класс картинга, Павел Буланцев продолжит пока выступления в зачете юниоров, а компанию ему составит новый пилот SMP Racing Илья Морозов.

Источник Drom.ru

Новый чемпионат GT Challenge 2017 для любителей

Олег Кесельман организовал новый спортивный кольцевой любительский чемпионат GT Challenge 2017

Формула 1: Гран-при Бахрейна. Красные атакуют!

Обзор третьего Гран-при сезона от Марии Мельниковой.

Передвижники

Гоночные арт-кары: их история, создатели и пилоты

Beautiful creature

Обзор одного из самых долгожданных кроссоверов от бренда, от которого совсем не ждали автомобиль такого класса.
Андрей Кринкин,

NHRA. Шон Ленгдон выступит за Kalitta Motorsports

Пилот сядет за руль дрэгстера в Хьюстоне при поддержке Global Electronic Technology

IndyCar. Хинч снова побеждает

Как напарник Алешина прервал в Лонг-Бич безвыигрышную серию

Весеннее обострение. Как закручивается интрига в IndyCar

Сезон главной формульной серии Америки набирает обороты.

ФОРСАЖ-8

Мария Мельникова в своем блоге поделилась первыми впечатлениями от долгожданной новинки кинопроката.
Андрей Кринкин,

NHRA. Топ 5 пилотов за всю историю серии

Кто из пилотов завоевал больше всего трофеев? Давайте посчитаем.
Показать еще →