NHRA. Притормозить Funny Car

Минимальные изменения, увеличившие показатели болидов этого класса, тут же привели к “закручиванию гаек”.
Статьи на эту темуNHRA. Мощность за гранью
Сравнительно недавно мы публиковали материал о том, насколько ощутимые изменения в динамике Funny Car дрэгстеров имели место благодаря развитию прошлогодней идеи Джимми Прока о том, что сокращение угла наклона выхлопных патрубков по отношению к поверхности стрипа неминуемо приведет к улучшению динамических показателей.

И, действительно, данную инновацию можно с чистой совестью назвать эпохальной: рекорды трасс переписываются каждые выходные, а по максимальной скорости кузовные болиды уже переплюнули технику из «старшего» класса Top Fuel. Однако, как это сплошь и рядом случается в современном автоспорте, недолго музыка играла. Стоит кому-то сгенерировать рецепт увеличения отдачи болидов на трассе, как регламент тут же переписывается не в пользу возросших скоростей и новых достижений. А на вопрос «Почему?» члены технической комиссии повсеместно пожимают плечами с неизменной формулировкой «быстро = небезопасно».

Боссы NHRA, ответственные за регламент, наблюдая, как команды от ивента к ивенту уменьшают угол наклона хедеров, внезапно решили, что гонку вооружений нужно прекращать. Частично подобную реакцию вызвал тот факт, что инженеры настолько заигрались с техническими изысканиями, что виниловый слой самым натуральным образом обгорал в конце четырехсекундного заезда. А механики Рона Каппса попробовали решить эту проблему при помощи огнеупорных экранов (на фото выше), которые моментально были расценены как «неразрешенный аэродинамический элемент» и стали причиной дисквалификации.
Если вкратце, мотивация руководства была примерно следующая: «совсем обнаглели».
Ну а дополнительным стимулом к принятию подобного решения стали немногочисленные слезные петиции команд-аутсайдеров, которые и вовсе предлагали вернуть все «как раньше», т.е. до того, как мистер Прок создал из болида Джека Бекмана ультимативный станок по штамповке побед и рекордов. Однако, слава бензиновым богам, их мольбы не были услышаны, и в итоге регламент был переписан по самому благоприятному для гонщиков и зрителей сценарию: было решено оставить все как есть на данный момент, и запретить уменьшать угол дальше. Пороговым значением стали 32 градуса между выпускными патрубками и поверхностью стрипа.

Что касается старых конфигураций хедеров, то здесь никаких новых ограничений не ввели. Наступила новая эпоха в классе, и выпускные коллекторы стали полноценным элементом тюнинга, дав механикам возможность выбора настроек в зависимости от погодных условий и особенностей трассы. Конфигурация выхлопа позволяет довольно тонко поймать баланс между прижимной силой и ускорением, что дает дополнительные возможности для максимально эффективной реализации исполинского момента, который генерируется в огромных моторах, поглощающих нитрометан галлонами. И как прокомментировал ситуацию один из непосредственных участников происходящего: «Они должны были что-то сделать, потому что мы бы продолжили гнуть свою линию до тех пор, пока они нас не остановят. Ну что же 32, так 32». На что представительство NHRA ответило примерно следующее: «Мы продолжим отслеживать это вопрос, и возможно в 2017 год в регламент будут внесены новые поправки». Несложно догадаться, что гайки будут только затягиваться, а новые горизонты в этой области закрыты навсегда. Естественно, мнения в стане команд-участников разделились, и хочется привести некоторые из них.

«Мы все упорно работали в этом направлении. Инженеры потратили кучу времени для того, чтобы собрать идеальную конфигурацию, способную выдавать наивысший результат. А сейчас нам запретили развивать эту тему, и сделали это посреди чемпионата. За четыре гонки до Countdown To The Championship они сказали: „Стоп, парни, теперь будем играть по другим правилам“. Неужели нельзя было подождать до конца сезона, чтобы за зиму команды смогли адекватно перейти на новые рельсы и подготовиться должным образом? — возмущается двукратный чемпион Мэтр Хаган, на чьем счету оба рекорда в классе. — О какой безопасности речь? Аварийных ситуаций не стало больше, да и прибавка в 5 mph на выходе вряд ли сделала эти болиды опаснее. Гонщики хотят ехать быстрее, зрители приходят смотреть на то, как гонщики едут быстрее из года в год, а четырехсекундные заезды, стоит признать, уже не способны кого-либо впечатлить. Времена изменились, и я не понимаю, почему NHRA ставит палки в колеса развития всего спорта в целом».

«В чем-то я согласен с этим решением, потому что мы видим уродливые обгоревшие боковины дрэгстеров на стартовой линии. Естественно, абсолютно все, кто, так или иначе, вовлечен в эту индустрию, выступают за возросшие скорости, как один из основных элементов шоу, — более оптимистично настроен Джек Бекман, на чьем болиде впервые была применена данная схема. — Но нам не впервой подстраиваться под новые технические требования, и, я думаю, мы точно сможем это пережить, тем более это всего лишь очередное ограничение, которых десятки. Кто-нибудь точно сможет найти новые способы увеличения отдачи».

«Я ненавижу все эти правила также как и многие парни, не первый год появляющиеся на стрипах. Нитрометановые классы по своей сути слабо ассоциируются с каким бы то ни было ограничениями. В очередной раз нам сказали: „Все, хватит. Быстрее вы ехать не должны“. Так было всегда, но подобные повороты посреди сезона ужасно злят», — высказался ветеран Чад Хэд.
Что касается фанатов, то подавляющее большинство, мягко говоря, негодует по поводу нового регламента, а основную линию их настроений можно сжать до одной короткой фразы: «Отстаньте от наших любимых гонок, не превращайте дрэг-рейсинг в NASCAR, где рулбуки переписываются по нескольку раз в течение одного чемпионата».

Фото: из открытых источников











Virginia NHRA Nationals

Обзор одиннадцатого этапа североамериканской дрэговой серии.

SMP RDRC. Алексей Калашников и его Toyota Mark2

Мой дрэг-рейсинг начался с поиска единомышленников и участия в “нелегале”.

NHRA. Авария Стива Колье

По непонятной причине вилли-бар на дрэгстере Стива лопнул словно сухая ветка примерно на отметке в 1/8 мили, нос болида неминуемо устремился в небо.

Главная прелюдия к «Ле-Ману»

«24 часа Ле-Мана» — одна из самых престижных и легендарных гонок, которая в этом году пройдет уже в 86-й раз.

Быстрейший Doorslammer в Европе

В конце мая на культовом стрипе Santa Pod Raceway Вулкан доказал всем еще раз, что является одним из быстрейших представителей европейской индустрии, продемонстрировав на финише выдающийся результат.

Menards NHRA Heartland Nationals

Ровно треть чемпионата уже позади, и этап в Топике подарил множество красочных заездов и напряженных противостояний.

JEGS Route 66 NHRA Nationals

Апсеты, аварии, возвращение на подиум героев прошлых лет, никаких изменений в стане лидеров чемпионата.

К открытию ADM Raceway в Мячково: вся история автодрома

Автодром ADM Raceway, который все на самом деле привыкли называть «Мячково», знают в России большинство тех людей, кто любит автомобили и автоспорт.

Аленький цветочек

Эй, не подходите близко: я тигренок, а не киска!
Показать еще →