NHRA. Притормозить Funny Car

Минимальные изменения, увеличившие показатели болидов этого класса, тут же привели к “закручиванию гаек”.
Статьи на эту темуNHRA. Мощность за гранью
Сравнительно недавно мы публиковали материал о том, насколько ощутимые изменения в динамике Funny Car дрэгстеров имели место благодаря развитию прошлогодней идеи Джимми Прока о том, что сокращение угла наклона выхлопных патрубков по отношению к поверхности стрипа неминуемо приведет к улучшению динамических показателей.

И, действительно, данную инновацию можно с чистой совестью назвать эпохальной: рекорды трасс переписываются каждые выходные, а по максимальной скорости кузовные болиды уже переплюнули технику из «старшего» класса Top Fuel. Однако, как это сплошь и рядом случается в современном автоспорте, недолго музыка играла. Стоит кому-то сгенерировать рецепт увеличения отдачи болидов на трассе, как регламент тут же переписывается не в пользу возросших скоростей и новых достижений. А на вопрос «Почему?» члены технической комиссии повсеместно пожимают плечами с неизменной формулировкой «быстро = небезопасно».

Боссы NHRA, ответственные за регламент, наблюдая, как команды от ивента к ивенту уменьшают угол наклона хедеров, внезапно решили, что гонку вооружений нужно прекращать. Частично подобную реакцию вызвал тот факт, что инженеры настолько заигрались с техническими изысканиями, что виниловый слой самым натуральным образом обгорал в конце четырехсекундного заезда. А механики Рона Каппса попробовали решить эту проблему при помощи огнеупорных экранов (на фото выше), которые моментально были расценены как «неразрешенный аэродинамический элемент» и стали причиной дисквалификации.
Если вкратце, мотивация руководства была примерно следующая: «совсем обнаглели».
Ну а дополнительным стимулом к принятию подобного решения стали немногочисленные слезные петиции команд-аутсайдеров, которые и вовсе предлагали вернуть все «как раньше», т.е. до того, как мистер Прок создал из болида Джека Бекмана ультимативный станок по штамповке побед и рекордов. Однако, слава бензиновым богам, их мольбы не были услышаны, и в итоге регламент был переписан по самому благоприятному для гонщиков и зрителей сценарию: было решено оставить все как есть на данный момент, и запретить уменьшать угол дальше. Пороговым значением стали 32 градуса между выпускными патрубками и поверхностью стрипа.

Что касается старых конфигураций хедеров, то здесь никаких новых ограничений не ввели. Наступила новая эпоха в классе, и выпускные коллекторы стали полноценным элементом тюнинга, дав механикам возможность выбора настроек в зависимости от погодных условий и особенностей трассы. Конфигурация выхлопа позволяет довольно тонко поймать баланс между прижимной силой и ускорением, что дает дополнительные возможности для максимально эффективной реализации исполинского момента, который генерируется в огромных моторах, поглощающих нитрометан галлонами. И как прокомментировал ситуацию один из непосредственных участников происходящего: «Они должны были что-то сделать, потому что мы бы продолжили гнуть свою линию до тех пор, пока они нас не остановят. Ну что же 32, так 32». На что представительство NHRA ответило примерно следующее: «Мы продолжим отслеживать это вопрос, и возможно в 2017 год в регламент будут внесены новые поправки». Несложно догадаться, что гайки будут только затягиваться, а новые горизонты в этой области закрыты навсегда. Естественно, мнения в стане команд-участников разделились, и хочется привести некоторые из них.

«Мы все упорно работали в этом направлении. Инженеры потратили кучу времени для того, чтобы собрать идеальную конфигурацию, способную выдавать наивысший результат. А сейчас нам запретили развивать эту тему, и сделали это посреди чемпионата. За четыре гонки до Countdown To The Championship они сказали: „Стоп, парни, теперь будем играть по другим правилам“. Неужели нельзя было подождать до конца сезона, чтобы за зиму команды смогли адекватно перейти на новые рельсы и подготовиться должным образом? — возмущается двукратный чемпион Мэтр Хаган, на чьем счету оба рекорда в классе. — О какой безопасности речь? Аварийных ситуаций не стало больше, да и прибавка в 5 mph на выходе вряд ли сделала эти болиды опаснее. Гонщики хотят ехать быстрее, зрители приходят смотреть на то, как гонщики едут быстрее из года в год, а четырехсекундные заезды, стоит признать, уже не способны кого-либо впечатлить. Времена изменились, и я не понимаю, почему NHRA ставит палки в колеса развития всего спорта в целом».

«В чем-то я согласен с этим решением, потому что мы видим уродливые обгоревшие боковины дрэгстеров на стартовой линии. Естественно, абсолютно все, кто, так или иначе, вовлечен в эту индустрию, выступают за возросшие скорости, как один из основных элементов шоу, — более оптимистично настроен Джек Бекман, на чьем болиде впервые была применена данная схема. — Но нам не впервой подстраиваться под новые технические требования, и, я думаю, мы точно сможем это пережить, тем более это всего лишь очередное ограничение, которых десятки. Кто-нибудь точно сможет найти новые способы увеличения отдачи».

«Я ненавижу все эти правила также как и многие парни, не первый год появляющиеся на стрипах. Нитрометановые классы по своей сути слабо ассоциируются с каким бы то ни было ограничениями. В очередной раз нам сказали: „Все, хватит. Быстрее вы ехать не должны“. Так было всегда, но подобные повороты посреди сезона ужасно злят», — высказался ветеран Чад Хэд.
Что касается фанатов, то подавляющее большинство, мягко говоря, негодует по поводу нового регламента, а основную линию их настроений можно сжать до одной короткой фразы: «Отстаньте от наших любимых гонок, не превращайте дрэг-рейсинг в NASCAR, где рулбуки переписываются по нескольку раз в течение одного чемпионата».

Фото: из открытых источников











Андрей Кринкин,

Финишировал ежегодный марафон Hot Rod Drag Week

В этом году уже в третий раз лавры чемпиона достались Тому Бейли!
Мария Мельникова,

Бегом

Короткий обзор ММАС 2018
Андрей Кринкин,

Toyota NHRA Sonoma Nationals

В Сономе мы наблюдали многочисленные апсеты, неожиданные лица на подиуме и новые имена, которые уже гарантированно выходят в Countdown To The Championship.
Андрей Кринкин,

Пилоты NHRA в Hot Rod Drag Week 2018

Пилот NHRA в классе Top Fuel Ричи Кремптон в прошлом году уже пытал счастья на лучших стрипах Америки в рамках этого мероприятия на своем Chevy ’57 с твин-турбо LS под капотом.
Андрей Кринкин,

Лиа Притчетт установила рекорд в классе Factory Stock (FS/XX)

Если в заездах нитрометановых дрэгстеров пилотесса потерпела поражение в первом же раунде из-за недостатка зацепа, то в соревновании в рамках дивизиона Factory Stock (FS/XX) она добилась гораздо больших успехов

SMP RDRC. Алексей Кремнев и его Honda Civic

Сегодня мы представляем вашему вниманию интервью с участником класса FWD Алексеем Кремневым.

SMP RDRC. Эдуард Манасян и его ВАЗ-2105

Мы продолжаем знакомить вас с участниками чемпионата RDRC и сегодня речь пойдет о классе FSB. Представляем вашему вниманию интервью с Эдуардом Манасяном, пилотом быстрого ВАЗ-2105.
Андрей Кринкин,

CatSpot NHRA Northwest Nationals

Обзор 16-го этапа главного национального первенства США по дрэг-рейсингу.

Dodge Mile-High NHRA Nationals

Чемпионат уже перешел в ту стадию, когда пилоты начинают «бронировать» себе места в Countdown To The Championship
Показать еще →