NHRA. Притормозить Funny Car

Минимальные изменения, увеличившие показатели болидов этого класса, тут же привели к “закручиванию гаек”.
Статьи на эту темуNHRA. Мощность за гранью
Сравнительно недавно мы публиковали материал о том, насколько ощутимые изменения в динамике Funny Car дрэгстеров имели место благодаря развитию прошлогодней идеи Джимми Прока о том, что сокращение угла наклона выхлопных патрубков по отношению к поверхности стрипа неминуемо приведет к улучшению динамических показателей.

И, действительно, данную инновацию можно с чистой совестью назвать эпохальной: рекорды трасс переписываются каждые выходные, а по максимальной скорости кузовные болиды уже переплюнули технику из «старшего» класса Top Fuel. Однако, как это сплошь и рядом случается в современном автоспорте, недолго музыка играла. Стоит кому-то сгенерировать рецепт увеличения отдачи болидов на трассе, как регламент тут же переписывается не в пользу возросших скоростей и новых достижений. А на вопрос «Почему?» члены технической комиссии повсеместно пожимают плечами с неизменной формулировкой «быстро = небезопасно».

Боссы NHRA, ответственные за регламент, наблюдая, как команды от ивента к ивенту уменьшают угол наклона хедеров, внезапно решили, что гонку вооружений нужно прекращать. Частично подобную реакцию вызвал тот факт, что инженеры настолько заигрались с техническими изысканиями, что виниловый слой самым натуральным образом обгорал в конце четырехсекундного заезда. А механики Рона Каппса попробовали решить эту проблему при помощи огнеупорных экранов (на фото выше), которые моментально были расценены как «неразрешенный аэродинамический элемент» и стали причиной дисквалификации.
Если вкратце, мотивация руководства была примерно следующая: «совсем обнаглели».
Ну а дополнительным стимулом к принятию подобного решения стали немногочисленные слезные петиции команд-аутсайдеров, которые и вовсе предлагали вернуть все «как раньше», т.е. до того, как мистер Прок создал из болида Джека Бекмана ультимативный станок по штамповке побед и рекордов. Однако, слава бензиновым богам, их мольбы не были услышаны, и в итоге регламент был переписан по самому благоприятному для гонщиков и зрителей сценарию: было решено оставить все как есть на данный момент, и запретить уменьшать угол дальше. Пороговым значением стали 32 градуса между выпускными патрубками и поверхностью стрипа.

Что касается старых конфигураций хедеров, то здесь никаких новых ограничений не ввели. Наступила новая эпоха в классе, и выпускные коллекторы стали полноценным элементом тюнинга, дав механикам возможность выбора настроек в зависимости от погодных условий и особенностей трассы. Конфигурация выхлопа позволяет довольно тонко поймать баланс между прижимной силой и ускорением, что дает дополнительные возможности для максимально эффективной реализации исполинского момента, который генерируется в огромных моторах, поглощающих нитрометан галлонами. И как прокомментировал ситуацию один из непосредственных участников происходящего: «Они должны были что-то сделать, потому что мы бы продолжили гнуть свою линию до тех пор, пока они нас не остановят. Ну что же 32, так 32». На что представительство NHRA ответило примерно следующее: «Мы продолжим отслеживать это вопрос, и возможно в 2017 год в регламент будут внесены новые поправки». Несложно догадаться, что гайки будут только затягиваться, а новые горизонты в этой области закрыты навсегда. Естественно, мнения в стане команд-участников разделились, и хочется привести некоторые из них.

«Мы все упорно работали в этом направлении. Инженеры потратили кучу времени для того, чтобы собрать идеальную конфигурацию, способную выдавать наивысший результат. А сейчас нам запретили развивать эту тему, и сделали это посреди чемпионата. За четыре гонки до Countdown To The Championship они сказали: „Стоп, парни, теперь будем играть по другим правилам“. Неужели нельзя было подождать до конца сезона, чтобы за зиму команды смогли адекватно перейти на новые рельсы и подготовиться должным образом? — возмущается двукратный чемпион Мэтр Хаган, на чьем счету оба рекорда в классе. — О какой безопасности речь? Аварийных ситуаций не стало больше, да и прибавка в 5 mph на выходе вряд ли сделала эти болиды опаснее. Гонщики хотят ехать быстрее, зрители приходят смотреть на то, как гонщики едут быстрее из года в год, а четырехсекундные заезды, стоит признать, уже не способны кого-либо впечатлить. Времена изменились, и я не понимаю, почему NHRA ставит палки в колеса развития всего спорта в целом».

«В чем-то я согласен с этим решением, потому что мы видим уродливые обгоревшие боковины дрэгстеров на стартовой линии. Естественно, абсолютно все, кто, так или иначе, вовлечен в эту индустрию, выступают за возросшие скорости, как один из основных элементов шоу, — более оптимистично настроен Джек Бекман, на чьем болиде впервые была применена данная схема. — Но нам не впервой подстраиваться под новые технические требования, и, я думаю, мы точно сможем это пережить, тем более это всего лишь очередное ограничение, которых десятки. Кто-нибудь точно сможет найти новые способы увеличения отдачи».

«Я ненавижу все эти правила также как и многие парни, не первый год появляющиеся на стрипах. Нитрометановые классы по своей сути слабо ассоциируются с каким бы то ни было ограничениями. В очередной раз нам сказали: „Все, хватит. Быстрее вы ехать не должны“. Так было всегда, но подобные повороты посреди сезона ужасно злят», — высказался ветеран Чад Хэд.
Что касается фанатов, то подавляющее большинство, мягко говоря, негодует по поводу нового регламента, а основную линию их настроений можно сжать до одной короткой фразы: «Отстаньте от наших любимых гонок, не превращайте дрэг-рейсинг в NASCAR, где рулбуки переписываются по нескольку раз в течение одного чемпионата».

Фото: из открытых источников











SMP RDRC. Ян Баженов и его Mitsubishi Mirage Cyborg

Сегодня речь пойдет о Яне Баженове, пилоте из Ялты, занявшем 4-е место в классе FWD (FSA) сезона 2017, и его Mitsubishi Mirage Cyborg.
Андрей Кринкин,

Итоги сезона-2017 NHRA. Часть 2

Мы продолжаем вспоминать самые запоминающиеся и в чем-то даже исторические моменты прошедшего сезона NHRA Mello Yello Drag Racing Series.

SMP RDRC. Максим Кривобоков и его Toyota Soarer

Историю уникального проекта на базе Toyota Soarer и экспериментов Максима в дрэг-рейсинге читайте в нашем новом интервью.

Музей Ferrari в Маранелло

Поездка в Маранелло свалилась мне как снег на голову. Но — почаще бы валился такой снег.
Андрей Кринкин,

Santa Pod обновляется

Santa Pod Raceway является, пожалуй, самым легендарным стрипом в Европе, на котором ежегодно проводятся десятки мероприятий различного калибра, включая два этапа (первый и последний) из шести европейского чемпионата EDRC.

Чемпионат мира по эндурансу (WEC): итоги года и надежды на будущее

В прошедшие выходные в Бахрейне прошла финальная гонка сезона-2017 чемпионата мира по эндурансу (World Endurance Championship).

Обзор экспонатов Motorsport Expo 2017 NEXT

2 и 3 декабря на территории КВЦ «Сокольники» прошла выставка Motorsport Expo 2017 NEXT, которая объединила всех неравнодушных к моторному спорту и гоночной технике.

Финал Формулы 1 в Абу-Даби: новый логотип, проблемы с системой HALO и унылая гонка

В своем интервью по итогам финального этапа в Абу-Даби Себастьян Феттель весьма дипломатично охарактеризовал прошедший Гран-при как «не слишком насыщенный событиями».
Андрей Кринкин,

NHRA. Шон Рид. Из пучины морской в пламя

На завершающем ивенте NHRA Mello Yello Drag Racing Series пятикратный чемпион Lucas Oil Drag Boat Racing Series Шон Рид попытал счастья за рулем Top Fuel дрэгстера, после того как добился немалых успехов в гонках на воде.
Показать еще →