Мощность «с колес»

Узнав, зачем нужен диностенд и зачем замерять мощность автомобиля, в этой статье мы немного углубимся в вопрос и разберемся, чем отличаются мощность автомобиля «с колес» и «с маховика».
Мощность «с маховика» известна всем владельцам автомобилей, так как именно ее производитель указывает в документах на машину и именно по ней, например, мы все платим транспортный налог. Как мы с вами уже выяснили, узнать значения такой мощности можно с помощью моторного динамометрического стенда (engine dyno). Тогда что за цифры мы получаем, когда ставим машину на колесный (шасси стенд/chassis dyno) диностенд и хотим, например, просто ради интереса замерить ее мощность? Как правило, возникает некоторое разочарование — выдаваемая автомобилем мощность оказывается в 99% случаев ниже, чем в документах, и разница иногда весьма весома. Как же так? Неужели производитель нас «надул» и заведомо вписал ошибочные данные? Вовсе нет.

Дело в том, что измеряемая на колесном стенде мощность — это мощность «с колес», а она включает в себя такую составляющую как потери. Потери трансмиссии в целом и коробки передач в частности. Отдельно стоящему на стенде двигателю раскручиваться гораздо проще, а мотору, установленному в автомобиль, необходимо дополнительно раскручивать валы и шестерни коробки передач и все элементы трансмиссии — привода, раздаточные коробки, редукторы. Даже сами колеса создают нагрузку, из-за чего, кстати, автоспортсмены и ставят на свои болиды по возможности максимально легкие колесные диски. В результате всех этих потерь цифры на экране после замеров отличаются от тех, что стоят в заводских документах на автомобиль. Возможно ли получить объективные данные о мощности «на маховике», на деле измеряя мощность «с колес»? На 100% нет.

Можно рассчитать максимально близкий показатель. Делается это путем записи графика потерь: он формируется стендом, когда после разгона до максимальной скорости, на которой будет производиться замер мощности, машина тормозит своим ходом. Кривая потерь плюс мощность «с колес», и в результате мы имеем практически мощность «с маховика». Мы говорим «практически», потому что есть еще такое понятие, как гидродинамика, которая меняется в зависимости от скорости. И ее измерить никак нельзя. Максимум, что можно сделать, это взять некий коэффициент, который бы отображал этот процесс. Но в любом случае, каким бы современным не был колесный стенд, по его замерам на 100% реальную информацию о мощности мотора (то есть «с маховика» не получить).

Таким образом, чтобы быть более объективными, колесный диностенд лучше использовать как инструмент для сравнения. Именно с его помощью можно увидеть, какой эффект дала установка той или иной запчасти и насколько эффективно прошла настройка. Ставим машину на стенд и получаем некую изначальную кривую мощности и крутящего момента, затем производим определенный набор изменений с двигателем, повторно ставим машину на стенд, и получаем новую кривую мощности и момента уже после этих доработок. Как вы уже поняли, в идеале нужно замерить мощность «до» и «после», только тогда будет понятна реальная эффективность проделанной работы по тюнингу. Причем сделать это нужно непременно на одном и том же стенде. Поскольку стенды отличаются по конструкции, два разных стенда при прочих равных условиях вероятнее всего покажут разные результаты. Конечно, существует много мнений о том, стенд какой фирмы правильнее, какой лучше замеряет, но самое главное, чтобы он был максимально приближен к реальным условиям эксплуатации автомобиля. То есть, если на стенде машина разгоняется до 200 км/ч, то и обдув ее должен быть соответствующим. Если при такой скорости обдув будет всего на 40 км/ч, то автомобиль будет работать в совершенно других условиях, как по температуре, так и по плотности встречного потока, а значит блок управления будет вносить соответствующие корректировки в процесс работы систем двигателя — зажигания и впрыска. При этом не только оказывается под вопросом объективность полученных данных, но и возникает опасность нанести вред самому двигателю.

Какие можно сделать выводы? Для большинства целей достаточно иметь данные «с колес», получать их нужно до и после внесения изменений в автомобиль и желательно на одном и том же стенде. Стенд в свою очередь должен обеспечивать условия работы машины, максимально приближенные к тем, в которых она будет эксплуатироваться в реальности. Именно при соблюдении этих условий можно быть уверенным, что на дороге автомобиль покажет те же результаты, что и на замерах. А если вам принципиально важно узнать точную мощность «с маховика» — вынимайте двигатель из-под капота и помещайте его для замеров на моторный стенд.

Фото: Светлана Парфенова
Андрей Кринкин,

NHRA. Джон Форс — доктор юриспруденции!

Джон Форс является, возможно, самым титулованным персонажем не только в дрэг-рейсинге, но и во всем мировом автоспорте в принципе.
Андрей Кринкин,

Бриттани Форс получила награду от автоспортивных журналистов

Действующая чемпионка NHRA Mello Yello Drag Racing Series в классе Top Fuel Бриттани Форс получила престижную награду Jerry Titus Memorial Award
Андрей Кринкин,

NHRA. Памяти Боба Глиддена

19 декабря этого года ушел из жизни один из величайших гонщиков в мировом дрэг-рейсинге Боб Глидден. Предлагаем вам вместе с нами вспомнить ярчайшие моменты из его биографии в этой небольшой фотоподборке.
Ксения Турок,

«Дакар-2018»: из песков — в горы

Вчера на «Дакаре» был день отдыха в столице Боливии Ла-Пас. Участники переводят дух после песков Перу и проходили акклиматизацию. Впереди еще более 5000 километров.
Андрей Кринкин,

NHRA. Эшли Санфорд стартует в Австралии

Чтобы набраться опыта в период затяжного межсезонья, Санфорд решила попытать счастья по другую сторону Тихого океана, а именно в Австралии.

Пилоты КАМАЗ-мастер рассказали о предстоящем Дакаре 2018

В Москве состоялась пресс-конференция КАМАЗ-мастер, на которой пилоты и руководитель команды Владимир Чагин рассказали о маршруте предстоящего Дакара 2018 и подготовке к нему.

9 знаменитых гоночных Porsche, которые мне посчастливилось пощупать

Незадолго до Нового года я обещала своим читателям рассказать о тех нескольких исторических гоночных Porsche, которые я видела своими глазам вживую — и не в музее, а на автодроме и в деле.
Андрей Кринкин,

Новая ассоциация дрэг-рейсинга Nitro Outlaw Drag Racing Association

В Америке функционирует огромное множество различных ассоциаций, организаций и лиг, под эгидой которых ежегодно проводятся сотни мероприятий различного масштаба.
Мария Мельникова,

Презентация в Абу-Даби суперкара “One of One“Diamond Edition”

Помимо гонки Gulf 12 Hours в расписание гоночного уикэнда входит The Gulf Supercar Festival.
Показать еще →