Мощность «с колес»

Узнав, зачем нужен диностенд и зачем замерять мощность автомобиля, в этой статье мы немного углубимся в вопрос и разберемся, чем отличаются мощность автомобиля «с колес» и «с маховика».
Мощность «с маховика» известна всем владельцам автомобилей, так как именно ее производитель указывает в документах на машину и именно по ней, например, мы все платим транспортный налог. Как мы с вами уже выяснили, узнать значения такой мощности можно с помощью моторного динамометрического стенда (engine dyno). Тогда что за цифры мы получаем, когда ставим машину на колесный (шасси стенд/chassis dyno) диностенд и хотим, например, просто ради интереса замерить ее мощность? Как правило, возникает некоторое разочарование — выдаваемая автомобилем мощность оказывается в 99% случаев ниже, чем в документах, и разница иногда весьма весома. Как же так? Неужели производитель нас «надул» и заведомо вписал ошибочные данные? Вовсе нет.

Дело в том, что измеряемая на колесном стенде мощность — это мощность «с колес», а она включает в себя такую составляющую как потери. Потери трансмиссии в целом и коробки передач в частности. Отдельно стоящему на стенде двигателю раскручиваться гораздо проще, а мотору, установленному в автомобиль, необходимо дополнительно раскручивать валы и шестерни коробки передач и все элементы трансмиссии — привода, раздаточные коробки, редукторы. Даже сами колеса создают нагрузку, из-за чего, кстати, автоспортсмены и ставят на свои болиды по возможности максимально легкие колесные диски. В результате всех этих потерь цифры на экране после замеров отличаются от тех, что стоят в заводских документах на автомобиль. Возможно ли получить объективные данные о мощности «на маховике», на деле измеряя мощность «с колес»? На 100% нет.

Можно рассчитать максимально близкий показатель. Делается это путем записи графика потерь: он формируется стендом, когда после разгона до максимальной скорости, на которой будет производиться замер мощности, машина тормозит своим ходом. Кривая потерь плюс мощность «с колес», и в результате мы имеем практически мощность «с маховика». Мы говорим «практически», потому что есть еще такое понятие, как гидродинамика, которая меняется в зависимости от скорости. И ее измерить никак нельзя. Максимум, что можно сделать, это взять некий коэффициент, который бы отображал этот процесс. Но в любом случае, каким бы современным не был колесный стенд, по его замерам на 100% реальную информацию о мощности мотора (то есть «с маховика» не получить).

Таким образом, чтобы быть более объективными, колесный диностенд лучше использовать как инструмент для сравнения. Именно с его помощью можно увидеть, какой эффект дала установка той или иной запчасти и насколько эффективно прошла настройка. Ставим машину на стенд и получаем некую изначальную кривую мощности и крутящего момента, затем производим определенный набор изменений с двигателем, повторно ставим машину на стенд, и получаем новую кривую мощности и момента уже после этих доработок. Как вы уже поняли, в идеале нужно замерить мощность «до» и «после», только тогда будет понятна реальная эффективность проделанной работы по тюнингу. Причем сделать это нужно непременно на одном и том же стенде. Поскольку стенды отличаются по конструкции, два разных стенда при прочих равных условиях вероятнее всего покажут разные результаты. Конечно, существует много мнений о том, стенд какой фирмы правильнее, какой лучше замеряет, но самое главное, чтобы он был максимально приближен к реальным условиям эксплуатации автомобиля. То есть, если на стенде машина разгоняется до 200 км/ч, то и обдув ее должен быть соответствующим. Если при такой скорости обдув будет всего на 40 км/ч, то автомобиль будет работать в совершенно других условиях, как по температуре, так и по плотности встречного потока, а значит блок управления будет вносить соответствующие корректировки в процесс работы систем двигателя — зажигания и впрыска. При этом не только оказывается под вопросом объективность полученных данных, но и возникает опасность нанести вред самому двигателю.

Какие можно сделать выводы? Для большинства целей достаточно иметь данные «с колес», получать их нужно до и после внесения изменений в автомобиль и желательно на одном и том же стенде. Стенд в свою очередь должен обеспечивать условия работы машины, максимально приближенные к тем, в которых она будет эксплуатироваться в реальности. Именно при соблюдении этих условий можно быть уверенным, что на дороге автомобиль покажет те же результаты, что и на замерах. А если вам принципиально важно узнать точную мощность «с маховика» — вынимайте двигатель из-под капота и помещайте его для замеров на моторный стенд.

Фото: Светлана Парфенова

Автомобиль как инструмент фотографа

В выставочном зале Манеж в рамках крупнейшего российского фестиваля фотографии «Фотобиеннале 2018» открылась выставка необычных фотографий.

Formula 2, Бахрейн. Нереальный Маркелов

Гонкой поддержки в Бахрейне выступала Formula 2, где за российскую команду Russian Time едет Артем Маркелов, вице-чемпион прошлого года.

История NHRA в фотографиях

Очередная подборка исторических фактов запечатленных на фото разных лет.

Формула 1, Гран-при Китая: война пит-стопов

Эмоциональные гонки в Формуле 1 последнее время становятся непозволительной роскошью, и на этом фоне Шанхай принес настоящее море эмоций.
Андрей Кринкин,

DENSO Auto Parts NHRA Four-Wide Nationals

Второй дрэг-стрип на 4 автомобиля появился в серии.

Высоко, тепло, удобно

Audi Q5: мне с вами скучно, мне с вами спать хочется
Андрей Кринкин,

NHRA. История «Дикого Билла»

Невероятные «вилстенды», завершающиеся подчас за финишной чертой, языки пламени рвущиеся из хэдеров, бернауты в луже горящего бензина и трюки, которым бы позавидовали даже лучшие каскадеры той эпохи — именно такой была карьера одного из величайших шоуменов от дрэг-рейсинга.

Обзор этапа Формулы 1 в Бахрейне: хитрость итальянцев

Гран-при Бахрейна — одна из красивейших гонок календаря. И не только потому, что проходит она ночью на полностью освещенной экзотической трассе, но и потому, что сама конфигурация трека подразумевает серии обгонов, а высокая абразивность асфальта — стратегию с двумя пит-стопами.

Новые рекорды в «радиальном» дивизионе

В конце марта гонщики Radial vs The World как будто отменили законы физики, демонстрируя совершенно запредельные результаты.
Показать еще →