Мощность «с колес»

Узнав, зачем нужен диностенд и зачем замерять мощность автомобиля, в этой статье мы немного углубимся в вопрос и разберемся, чем отличаются мощность автомобиля «с колес» и «с маховика».
Мощность «с маховика» известна всем владельцам автомобилей, так как именно ее производитель указывает в документах на машину и именно по ней, например, мы все платим транспортный налог. Как мы с вами уже выяснили, узнать значения такой мощности можно с помощью моторного динамометрического стенда (engine dyno). Тогда что за цифры мы получаем, когда ставим машину на колесный (шасси стенд/chassis dyno) диностенд и хотим, например, просто ради интереса замерить ее мощность? Как правило, возникает некоторое разочарование — выдаваемая автомобилем мощность оказывается в 99% случаев ниже, чем в документах, и разница иногда весьма весома. Как же так? Неужели производитель нас «надул» и заведомо вписал ошибочные данные? Вовсе нет.

Дело в том, что измеряемая на колесном стенде мощность — это мощность «с колес», а она включает в себя такую составляющую как потери. Потери трансмиссии в целом и коробки передач в частности. Отдельно стоящему на стенде двигателю раскручиваться гораздо проще, а мотору, установленному в автомобиль, необходимо дополнительно раскручивать валы и шестерни коробки передач и все элементы трансмиссии — привода, раздаточные коробки, редукторы. Даже сами колеса создают нагрузку, из-за чего, кстати, автоспортсмены и ставят на свои болиды по возможности максимально легкие колесные диски. В результате всех этих потерь цифры на экране после замеров отличаются от тех, что стоят в заводских документах на автомобиль. Возможно ли получить объективные данные о мощности «на маховике», на деле измеряя мощность «с колес»? На 100% нет.

Можно рассчитать максимально близкий показатель. Делается это путем записи графика потерь: он формируется стендом, когда после разгона до максимальной скорости, на которой будет производиться замер мощности, машина тормозит своим ходом. Кривая потерь плюс мощность «с колес», и в результате мы имеем практически мощность «с маховика». Мы говорим «практически», потому что есть еще такое понятие, как гидродинамика, которая меняется в зависимости от скорости. И ее измерить никак нельзя. Максимум, что можно сделать, это взять некий коэффициент, который бы отображал этот процесс. Но в любом случае, каким бы современным не был колесный стенд, по его замерам на 100% реальную информацию о мощности мотора (то есть «с маховика» не получить).

Таким образом, чтобы быть более объективными, колесный диностенд лучше использовать как инструмент для сравнения. Именно с его помощью можно увидеть, какой эффект дала установка той или иной запчасти и насколько эффективно прошла настройка. Ставим машину на стенд и получаем некую изначальную кривую мощности и крутящего момента, затем производим определенный набор изменений с двигателем, повторно ставим машину на стенд, и получаем новую кривую мощности и момента уже после этих доработок. Как вы уже поняли, в идеале нужно замерить мощность «до» и «после», только тогда будет понятна реальная эффективность проделанной работы по тюнингу. Причем сделать это нужно непременно на одном и том же стенде. Поскольку стенды отличаются по конструкции, два разных стенда при прочих равных условиях вероятнее всего покажут разные результаты. Конечно, существует много мнений о том, стенд какой фирмы правильнее, какой лучше замеряет, но самое главное, чтобы он был максимально приближен к реальным условиям эксплуатации автомобиля. То есть, если на стенде машина разгоняется до 200 км/ч, то и обдув ее должен быть соответствующим. Если при такой скорости обдув будет всего на 40 км/ч, то автомобиль будет работать в совершенно других условиях, как по температуре, так и по плотности встречного потока, а значит блок управления будет вносить соответствующие корректировки в процесс работы систем двигателя — зажигания и впрыска. При этом не только оказывается под вопросом объективность полученных данных, но и возникает опасность нанести вред самому двигателю.

Какие можно сделать выводы? Для большинства целей достаточно иметь данные «с колес», получать их нужно до и после внесения изменений в автомобиль и желательно на одном и том же стенде. Стенд в свою очередь должен обеспечивать условия работы машины, максимально приближенные к тем, в которых она будет эксплуатироваться в реальности. Именно при соблюдении этих условий можно быть уверенным, что на дороге автомобиль покажет те же результаты, что и на замерах. А если вам принципиально важно узнать точную мощность «с маховика» — вынимайте двигатель из-под капота и помещайте его для замеров на моторный стенд.

Фото: Светлана Парфенова
Андрей Кринкин,

Финишировал ежегодный марафон Hot Rod Drag Week

В этом году уже в третий раз лавры чемпиона достались Тому Бейли!
Мария Мельникова,

Бегом

Короткий обзор ММАС 2018
Андрей Кринкин,

Toyota NHRA Sonoma Nationals

В Сономе мы наблюдали многочисленные апсеты, неожиданные лица на подиуме и новые имена, которые уже гарантированно выходят в Countdown To The Championship.
Андрей Кринкин,

Пилоты NHRA в Hot Rod Drag Week 2018

Пилот NHRA в классе Top Fuel Ричи Кремптон в прошлом году уже пытал счастья на лучших стрипах Америки в рамках этого мероприятия на своем Chevy ’57 с твин-турбо LS под капотом.
Андрей Кринкин,

Лиа Притчетт установила рекорд в классе Factory Stock (FS/XX)

Если в заездах нитрометановых дрэгстеров пилотесса потерпела поражение в первом же раунде из-за недостатка зацепа, то в соревновании в рамках дивизиона Factory Stock (FS/XX) она добилась гораздо больших успехов

SMP RDRC. Алексей Кремнев и его Honda Civic

Сегодня мы представляем вашему вниманию интервью с участником класса FWD Алексеем Кремневым.

SMP RDRC. Эдуард Манасян и его ВАЗ-2105

Мы продолжаем знакомить вас с участниками чемпионата RDRC и сегодня речь пойдет о классе FSB. Представляем вашему вниманию интервью с Эдуардом Манасяном, пилотом быстрого ВАЗ-2105.
Андрей Кринкин,

CatSpot NHRA Northwest Nationals

Обзор 16-го этапа главного национального первенства США по дрэг-рейсингу.

Dodge Mile-High NHRA Nationals

Чемпионат уже перешел в ту стадию, когда пилоты начинают «бронировать» себе места в Countdown To The Championship
Показать еще →