Моторный динамометрический стенд

В нашем цикле материалов, посвященном настройке ДВС и мощностным стендам, мы рассказали о вариантах ЭБУ, используемых при доработке, чип-тюнинге и о том, зачем вообще замерять мощность. Теперь о том, чем замеряется мощность.
Сегодня пойдет речь о моторном динамометрическом стенде (engine dyno), и познакомит нас с ним специалист компании «Успенский Ралли Техника» — Леонид Дрогайцев. В УРТ установлен SuperFlow NSCR в полной конфигурации — это единственный не только в Москве, но и во всей России, подобный моторный стенд. Стенды старой конфигурации есть, например, в Тольятти, но они не настолько умные и автоматизированные. В SuperFlow NSCR много автоматики, которая облегчает работу со стендом и позволяет сосредоточиться на основных целях и задачах.



Принцип работы моторного стенда отличается тем, что на нем размещается непосредственно сам двигатель в полной конфигурации с впускной и выпускной системами (вплоть до оконечной банки глушителя), отдельно от всей остальной машины. Таким образом ничто «лишнее» не вносит коррективы в производимые замеры: ни шины, ни коробка передач и пр. Мощность в данном случае снимается с маховика (по такому же принципу заявляют мощность автомобилей и заводы изготовители).



При этом считается, что погрешность замеров на колесном стенде — 2 процента, что по сути не так уж много и, например, со 100 л.с. составляет 2 л.с., а на моторном — всего 0.2 процента! Для исправной работы стенда и точности измерений за ним, разумеется, нужно должным образом следить: через определенное количество моточасов проводить замену масла и определенных узлов, а также калибровку.



По правилам проведения работ и по технике безопасности моторный стенд должен находиться в специально оборудованном помещении, где создаются условия, максимально соответствующие тем, в которых работает двигатель, установленный в автомобиль. Специалисты УРТ сконструировали помещение для стенда по рекомендациям непосредственно компании SuperFlow: систему вентиляции, обдува, отвода отработавших газов и т.д. Что интересно, среди применяемого оборудования присутствует даже погодная станция, которая позволяет приводить к единому знаменателю конечные данные мощности и момента.



Во время работы стенда никто не должен находиться внутри помещения, оператор располагается снаружи, за специальным пультом управления, на дисплеи которого выводится вся необходимая информация. Он видит обороты двигателя, крутящий момент, скорость, а сенсор-бокс, имеющий 250 каналов для всевозможных датчиков, позволяет создавать любые наборы параметров для анализа температуры, давления, соотношения топлива и воздуха и т.д.



Таким образом в режиме онлайн видно все, что происходит с ДВС, благодаря чему можно быстро подобрать нужную конфигурацию «железа», осуществлять поиск подходящих компонентов, настройку ЭБУ, увидеть неравномерность работы по цилиндрам (используются много датчиков на цилиндр, чтобы понимать, насколько корректно он работает), своевременно предупредить поломку и пр. Так, например, в комнате с моторным стендом объем воздуха полностью меняется 11 раз в минуту — это сделано для того, чтобы двигатель потреблял только свежий воздух, а не выхлопные газы.



Если на стенде находится автомобиль целиком, то в случае принятия решения о замене какой-либо детали, его нужно снимать со стенда, а затем уже вынимать двигатель и производить замену. В случае с моторным стендом все проще: поменять распредвалы, выхлоп, да и все, что угодно, можно достаточно быстро. Такая универсальность в работе позволяет сделать много интересных открытий в плане тюнинга: взять детали с разными характеристиками и буквально за 15 минут провести два измерения и моментально увидеть разницу. Моторный стенд используется для того, чтобы настроить двигатель не программно, а «железом», подобрать длину выхлопного коллектора, найти правильные установки распредвалов, оценить эффективность работы масляного насоса или насоса охлаждения жидкости и пр.



Стенд SuperFlow NSCR рассчитан на 2500 лошадиных сил и может крутиться до 10000 об/мин. В УРТ, понятное дело, чаще всего работают с моторами Subaru и Nissan, также здесь были такие проекты как, например, ситроеновские ДВС для кольцевых и трековых гонок. Если по итогам нужно получить топ-конфигурацию двигателя, то проводимые работы ограничиваются моторным стендом. Если есть необходимость проследить работу автомобиля в комплексе, то после он вместе с силовым агрегатом ставится уже на колесный стенд.









Skoda — гонки или цирк?

Если вы захотите искать в заголовке какой-то подтекст, не ищите его.

Summit Racing Equipment NHRA Nationals

Аутсайдеры опять в ударе, невероятное количество заездов с минимальной разницей на финише, фальстарты и перестановки в топ-3.

Гран-при Франции: четыре столкновения на старте и финиш под желтыми флагами

Формула 1 после десятилетнего перерыва вернулась во Францию, и в 15-й раз за свою историю прошла на трассе «Поль Рикар».

SMP RDRC. Эльшан Асланов и его ВАЗ-2110

История легендарной «лукойловской» десятки и ее не менее знаменитого пилота.

Fitzgerald USA NHRA Thunder Valley Nationals

Чемпионы прошлых лет вновь в игре, аутсайдеры в ударе, очень много проблем с зацепом и фальстарты — таким выдался одиннадцатый этап NHRA Mello Yello Drag Racing Series.

SMP RDRC. Сергей Савинов и его Nissan GT-R GTR Owl_Garage

Сегодня мы представляем вашему вниманию историю участника класса AWD Сергея Савинова и его Nissan GT-R.

Душа Уруса. Первый тест суперкроссовера Lamborghini Urus в России

В Россию прибыли первые экземпляры самого мощного и быстрого кроссовера в мире — Lamborghini Urus.

Все вместе. Юбилей Porsche

8 июня компания Porsche отметила свой 70-й юбилей. Именно 8 июня 1948 года был зарегистрирован первый автомобиль этого бренда — Porsche 356 «№1» Roadster.

Virginia NHRA Nationals

Обзор одиннадцатого этапа североамериканской дрэговой серии.
Показать еще →