Моторный динамометрический стенд

В нашем цикле материалов, посвященном настройке ДВС и мощностным стендам, мы рассказали о вариантах ЭБУ, используемых при доработке, чип-тюнинге и о том, зачем вообще замерять мощность. Теперь о том, чем замеряется мощность.
Сегодня пойдет речь о моторном динамометрическом стенде (engine dyno), и познакомит нас с ним специалист компании «Успенский Ралли Техника» — Леонид Дрогайцев. В УРТ установлен SuperFlow NSCR в полной конфигурации — это единственный не только в Москве, но и во всей России, подобный моторный стенд. Стенды старой конфигурации есть, например, в Тольятти, но они не настолько умные и автоматизированные. В SuperFlow NSCR много автоматики, которая облегчает работу со стендом и позволяет сосредоточиться на основных целях и задачах.



Принцип работы моторного стенда отличается тем, что на нем размещается непосредственно сам двигатель в полной конфигурации с впускной и выпускной системами (вплоть до оконечной банки глушителя), отдельно от всей остальной машины. Таким образом ничто «лишнее» не вносит коррективы в производимые замеры: ни шины, ни коробка передач и пр. Мощность в данном случае снимается с маховика (по такому же принципу заявляют мощность автомобилей и заводы изготовители).



При этом считается, что погрешность замеров на колесном стенде — 2 процента, что по сути не так уж много и, например, со 100 л.с. составляет 2 л.с., а на моторном — всего 0.2 процента! Для исправной работы стенда и точности измерений за ним, разумеется, нужно должным образом следить: через определенное количество моточасов проводить замену масла и определенных узлов, а также калибровку.



По правилам проведения работ и по технике безопасности моторный стенд должен находиться в специально оборудованном помещении, где создаются условия, максимально соответствующие тем, в которых работает двигатель, установленный в автомобиль. Специалисты УРТ сконструировали помещение для стенда по рекомендациям непосредственно компании SuperFlow: систему вентиляции, обдува, отвода отработавших газов и т.д. Что интересно, среди применяемого оборудования присутствует даже погодная станция, которая позволяет приводить к единому знаменателю конечные данные мощности и момента.



Во время работы стенда никто не должен находиться внутри помещения, оператор располагается снаружи, за специальным пультом управления, на дисплеи которого выводится вся необходимая информация. Он видит обороты двигателя, крутящий момент, скорость, а сенсор-бокс, имеющий 250 каналов для всевозможных датчиков, позволяет создавать любые наборы параметров для анализа температуры, давления, соотношения топлива и воздуха и т.д.



Таким образом в режиме онлайн видно все, что происходит с ДВС, благодаря чему можно быстро подобрать нужную конфигурацию «железа», осуществлять поиск подходящих компонентов, настройку ЭБУ, увидеть неравномерность работы по цилиндрам (используются много датчиков на цилиндр, чтобы понимать, насколько корректно он работает), своевременно предупредить поломку и пр. Так, например, в комнате с моторным стендом объем воздуха полностью меняется 11 раз в минуту — это сделано для того, чтобы двигатель потреблял только свежий воздух, а не выхлопные газы.



Если на стенде находится автомобиль целиком, то в случае принятия решения о замене какой-либо детали, его нужно снимать со стенда, а затем уже вынимать двигатель и производить замену. В случае с моторным стендом все проще: поменять распредвалы, выхлоп, да и все, что угодно, можно достаточно быстро. Такая универсальность в работе позволяет сделать много интересных открытий в плане тюнинга: взять детали с разными характеристиками и буквально за 15 минут провести два измерения и моментально увидеть разницу. Моторный стенд используется для того, чтобы настроить двигатель не программно, а «железом», подобрать длину выхлопного коллектора, найти правильные установки распредвалов, оценить эффективность работы масляного насоса или насоса охлаждения жидкости и пр.



Стенд SuperFlow NSCR рассчитан на 2500 лошадиных сил и может крутиться до 10000 об/мин. В УРТ, понятное дело, чаще всего работают с моторами Subaru и Nissan, также здесь были такие проекты как, например, ситроеновские ДВС для кольцевых и трековых гонок. Если по итогам нужно получить топ-конфигурацию двигателя, то проводимые работы ограничиваются моторным стендом. Если есть необходимость проследить работу автомобиля в комплексе, то после он вместе с силовым агрегатом ставится уже на колесный стенд.









Новый рекорд в дизельном дрэг-рейсинге

Появился новый быстрейший дизельный Doorslammer в мире.
Андрей Кринкин,

Dodge NHRA Nationals

Ожидаемо, первый ивент Countdown To The Championship преподнес немалое количество сюрпризов, и, естественно, после пересчета очков, без перестановок в топе турнирной таблицы не обошлось.

SMP RDRC. Эдуард Манасян и его ВАЗ-2105

Мы продолжаем знакомить вас с участниками чемпионата RDRC и сегодня речь пойдет о классе FSB. Представляем вашему вниманию интервью с Эдуардом Манасяном, пилотом быстрого ВАЗ-2105.

Таннер Грей, едва не ставший самым молодым чемпионом NHRA уходит в NASCAR

В прошлом году он почти поймал фортуну за хвост. В этом решил сменить прямую на овал.
Андрей Кринкин,

Финишировал ежегодный марафон Hot Rod Drag Week

В этом году уже в третий раз лавры чемпиона достались Тому Бейли!
Мария Мельникова,

Бегом

Короткий обзор ММАС 2018

Против правил

С этим автомобилем я встречаюсь уже в третий раз и наши отношения развиваются почти идеальным образом.
Андрей Кринкин,

Пилоты NHRA в Hot Rod Drag Week 2018

Пилот NHRA в классе Top Fuel Ричи Кремптон в прошлом году уже пытал счастья на лучших стрипах Америки в рамках этого мероприятия на своем Chevy ’57 с твин-турбо LS под капотом.
Андрей Кринкин,

Лиа Притчетт установила рекорд в классе Factory Stock (FS/XX)

Если в заездах нитрометановых дрэгстеров пилотесса потерпела поражение в первом же раунде из-за недостатка зацепа, то в соревновании в рамках дивизиона Factory Stock (FS/XX) она добилась гораздо больших успехов
Показать еще →