Funny Car Performance

Технический регламент NHRA меняется крайне редко, а что касается силовых установок, то их базовая архитектура остается неизменной со дня основания самой ассоциации.
Поразительно, но инженерам до сих пор удается из года в год улучшать мощностные характеристики двигателей, чья конструкция, казалось бы, за шестьдесят лет уже и так выжата до последней капли. Пять сотен кубических дюймов (8.2 л), восемь цилиндров, по два клапана на каждый, распредвал в развале блока и самая низкопроизводительная система наддува Roots (речь сейчас идет о профессиональных классах).

Однако, все мы являемся свидетелями того, что былые рекорды рушатся неоднократно на протяжении каждого сезона, а в сегодняшних реалиях даже результат на уровне низких 3.9 в классе Funny Car вовсе не является гарантом победы в заезде, хотя еще в прошлом году эти цифры с огромной долей вероятности стали бы если и не национальным рекордом, то рекордом стрипа уж точно.

Шутка ли, в Топеке рекорд чистого времени прохождения тысячефутовой дистанции был переписан пять раз в течение одного уикенда, а количество выездов из четырехсекундной зоны на этом ивенте превысило число подобных заездов за весь 2014 год. На всех одиннадцати этапах были установлены новые рекорды трасс, четыре секунды — уже давно не показатель, достойный упоминания, а лучшее время Bristol Dragway спустя год изменилось сразу же на одну десятую, что по меркам класса — настоящая пропасть.

В каждом десятилетии случалась инженерная революция, резко изменившая взгляд на вещи и открывшая новые горизонты скорости. Многодисковое сцепление, ярко выраженные спойлеры с совершенно безумным углом атаки, многоступенчатый впрыск топлива, кузова, выкатившиеся на стрип прямиком из аэродинамической трубы — все это в свое время изменило индустрию навсегда и стало общепринятым стандартом на многие годы вперед. И в тот момент, когда практически все были уверены, что эволюция болидов и их технической начинки наконец-то уперлась в непробиваемые рамки регламента, в середине прошлого года все неожиданно поехало на совершенно ином уровне.

Точнее тогда в Сономе поехало не все и не у всех, поехало у Джека Бекмана, чья команда внезапно превратилась в кузницу рекордов и безоговорочных побед в одну калитку. Секрет успеха долго удержать в тайне не удалось, и вскоре подтянулись и остальные участники национально первенства. Причина возросших скоростей сейчас кажется чем-то, что уже долгие годы плавало на поверхности, однако реализовать эти мысли в железе первым удалось Джимми Проку, главному механику команды Джека Бекмана.

Прок решил уменьшить угол наклона выпускных патрубков по отношению к поверхности стрипа и убить таким образом сразу двух зайцев. Во-первых, данная конфигурация, несмотря на снижение прижимной силы, дает небольшую, но весьма существенную прибавку в динамике дрэгстера за счет реактивной силы, которая генерируется выбросом того, что осталось от сгоревшего в цилиндрах нитрометана. Во-вторых, в случае отказа одного из цилиндров болид остается более стабильным относительно заданной траектории из-за меньшей разницы во все той же реактивной силе по обе стороны дрэгстера.

Стоит отметить, что выход из строя одного или сразу нескольких цилиндров в контексте дивизиона подчас заканчивался неминуемой встречей с отбойником, что говорит о том, что пренебрегать реактивной силой выпуска крайне неразумно. Я напомню, что речь идет о выхлопе от 1250 сгоревших лошадей в каждом цилиндре. Естественно, внедрение подобной инновации неизбежно повлекло за собой целый ряд изменений в настройках агрегата, но как показала практика, мистер Прок и здесь справился блестяще.
Мы хотели ехать быстрее, просто потому что были уверены в том, что можем. Именно поэтому мы и поехали быстрее. Мы очень много работали над этим, совершали ошибки, неоднократно сходили с дистанции в первых раундах из-за неудачных настроек сцепления. Мы перепробовали кучу вариантов и убили гору времени для того, чтобы наш план сработал. Многие говорят: «Все дело в хэдерах», но фактически выпуск — это лишь часть мозаики. И сложить ее первыми смогли именно мы...
Джимми Прок:

На этой фотографии отчетливо видно, что изменения, внесенные главным механиком Бекмана в прошлом году (сверху) практически незаметны в сравнении с тем, насколько дальше пошли специалисты по тюнингу в текущем сезоне (внизу). В итоге озвученные выше поломки моторов практически не влияют на управляемость, скорости устремились в стратосферу, а командам после каждого заезда приходится переклеивать пленку с логотипами спонсоров, потому что четырех секунд на полностью открытом дросселе вполне достаточно, чтобы оплавить тонкий виниловый слой. Уровень отдачи, которого смогли добиться команды, воистину поражает.

Но если публика уже привыкла к заездам на стыке 3.8 и 3.9 секунды, то после того, что устроил Мэтт Хаган на NHRA Kansas Nationals, челюсть упала у всех, кто хоть сколько-нибудь понимает в дрэг-рейсинге, а даже самые прожженные специалисты отказывались верить своим глазам. 335.57 mph — новый рекорд класса, что почти на 3 mph превышает действующий рекорд среди Top Fuel дрэгстеров. Это воистину небывалый результат, и что-то мне подсказывает, что это еще далеко не предел, потому что чемпионат только-только перевалил через экватор, а самые быстрые стрипы в географии ассоциации, такие как Брейнерд, еще впереди. И да… Добро пожаловать в новую эру!

Фото: из открытых источников
Андрей Кринкин,

AAA Texas NHRA Fall Nationals

Отчет о 21 этапе северамериканского чемпионата по дрэг-рейсингу. Countdown To The Championship перевалил за экватор.
Андрей Кринкин,

Таннер Грей, едва не ставший самым молодым чемпионом NHRA уходит в NASCAR

В прошлом году он почти поймал фортуну за хвост. В этом решил сменить прямую на овал.
Андрей Кринкин,

Финишировал ежегодный марафон Hot Rod Drag Week

В этом году уже в третий раз лавры чемпиона достались Тому Бейли!
Андрей Кринкин,

NHRA. Лиа Притчет собирает награды

Гонщица Don Schumacher Racing выиграла чемпионский титул SAM Tech NHRA Factory Stock Showdown.

Против правил

С этим автомобилем я встречаюсь уже в третий раз и наши отношения развиваются почти идеальным образом.
Андрей Кринкин,

Пилоты NHRA в Hot Rod Drag Week 2018

Пилот NHRA в классе Top Fuel Ричи Кремптон в прошлом году уже пытал счастья на лучших стрипах Америки в рамках этого мероприятия на своем Chevy ’57 с твин-турбо LS под капотом.
Андрей Кринкин,

Новый рекорд в дизельном дрэг-рейсинге

Появился новый быстрейший дизельный Doorslammer в мире.
Андрей Кринкин,

Dodge NHRA Nationals

Ожидаемо, первый ивент Countdown To The Championship преподнес немалое количество сюрпризов, и, естественно, после пересчета очков, без перестановок в топе турнирной таблицы не обошлось.

SMP RDRC. Эдуард Манасян и его ВАЗ-2105

Мы продолжаем знакомить вас с участниками чемпионата RDRC и сегодня речь пойдет о классе FSB. Представляем вашему вниманию интервью с Эдуардом Манасяном, пилотом быстрого ВАЗ-2105.
Показать еще →