Поездка в Музей Toyota в Японии

«Прогресса не достичь, если вы будете бояться провала». Шотаро Камия, президент компании Toyota Motor Sales Company, 1957 год

«Ооооо, Тойоооотаааа….»

В детстве, один из детсадовских одногруппников спросил меня: «Какая машина самая быстрая?». Естественно, на то время на ум приходили лишь отечественные марки автомобилей, и мой ответ был: «Чайка!». Конечно, если такое прозвучало бы сейчас, то можно было бы отчасти признать это правдой, глядя на выступление в российском чемпионате по дрэг-рейсингу RDRC Рииво Синиярва из команды Team Outlaw на автомобиле, стилизованном под отечественный ГАЗ и способном промчать четверть мили за низкие 8 секунд. «Нет! Тойота!» — усмехнулся одногруппник. «Ооооо, Тойоооотаааа….», — эти буквы навсегда остались в памяти 3-летнего ребенка.


Toyota — крупнейшая японская автомобилестроительная корпорация, также предоставляющая финансовые услуги. За прошедший год показатели по продажам ее автомобилей по всему миру составили 7,49 млн. шт. Этот наилучший результат среди всех автопроизводителей. Кроме того, Toyota с 50-х годов прошлого столетия является первым японским автопроизводителем, отважившимся войти в мир автоспорта.

Огромный успех компании принесли победы в мировом чемпионате по ралли (1973–1999 гг), в который она планирует вернуться в 2017 году. Сейчас Тойота участвует в гонках на выносливость WEC, гонке «24 часа Ле-Мана», в Американской серии Nascar, ралли Дакар, японской серии «Супер Формула» и серии GT3000, японском чемпионате по ралли. Компания не только выступает в автомобильных гонках, но и принимает активное участие в популяризации автомобильного спорта, оказывая спонсорскую поддержку соревнованиям, например этапу самого американского чемпионата по дрэг-рейсингу: NHRA Toyota Nationals. И, конечно же, в российской серии RDRC есть участники на Тойотах различных модификаций. В общем, Toyota — повсюду, и даже больше, чем нам кажется с первого взгляда. Сейчас вы поймете почему.


Так уж получилось, что одной из основных целей нашей поездки в Японию был этап «Формулы-1» на трассе в Сузуке. Естественно, все номера в гостиницах в окрестностях трассы были раскуплены сразу же после объявления официального календаря F1. В поисках удобного по расположению и приемлемого по цене отеля, выбор пал на город Нагоя, от него на электричке можно добраться до трассы за один час. Мы принялись за изучение местных достопримечательностей, но все стандартные туристические места выпали из списка сразу же после того, как мы узнали о том, что в Нагое располагается музей Toyota Commemorative Museum of Industry and Technology. Он-то и стал пунктом номер 1 в нашем плане.

Эмблема с тремя овалами

Скоростной поезд Nozomi super express нес нас сквозь тоннель. Информационное табло гласило, что скорость начала постепенно снижаться. 320, 240, 160, 120 км/час… Синкансэн выехал из темноты и очутился в городе, на железнодорожной линии, проходящей на высоте 20 метров от уровня обычных дорог. Город Нагоя, в центре которого находится автомобильный музей Toyota, часто называют японским Детройтом. Через 10 минут мы должны были прибыть на центральную станцию, так что уже вовсю глазели по сторонам, рассматривая кварталы и строя по карте маршрут до музея. «Так вот же!» — он оказался виден прямо из вагона поезда. Подсчитав, что от вокзала маршрут займет минут 15 времени, мы засуетились, так как до закрытия музея Toyota оставалось полтора часа, а нам еще нужно было запихнуть чемоданы в камеру хранения.
Так как в следующие дни предстояла поездка на «Формулу-1», другого времени для посещения «пункта номер 1» не представлялось.
Выйдя на центральной станции Нагоя и попытавшись «пристроить» чемоданы, мы поняли, что скорее всего это сделать не получится. Толпы туристов уже заполонили все привокзальные камеры хранения. Увидев единственную свободную ячейку, подходящую лишь для маленького чемодана, мы решили попытать счастье и попробовать уместить туда максимум… И счастье само нашло нас! Точнее нашла. Дождавшись, пока мы запихнем часть своих вещей внутрь, молодая японка, стоявшая рядом, открыла большую ячейку прямо под нашей и забрала оттуда свою сумку, а мы как можно скорее заняли освободившееся пространство. Пятнадцатиминутная прогулка в быстром темпе пролетела незаметно. И вот, дойдя до самого музея, мы увидели странный значок, отличающийся от привычного тойотовского.

Это была эмблема с тремя овалами, значение которой мы узнали позже. Два овала, параллельно расположенных в центре, символизируют прочные взаимоотношения между клиентом и компанией Тойота. Сочетание этих овалов визуализирует букву «T» — первую букву в слове «Toyota». Пространство, служащее фоном, выражает идею глобальной экспансии технологии Тойота и ее безграничного потенциала в будущем. Разве еще какая-нибудь мировая компания ставит клиента в свой логотип?

Музей всемирно известной автомобильной марки открылся в 1989 году, в специально построенном трехэтажном комплексе на месте первой фабрики господина Сакичи Тойода. Зайдя внутрь, мы купили билеты для индивидуального посещения и прошли в первый зал. Нельзя передать нашего удивления, но первое что мы увидели — это хлопок. Хлопок, нитки, ручные ткацкие станки.

Ах да, это же японская компания, и так же, как и многие другие, Toyota начала свое существование с производства не совсем той продукции, с которой напрямую ассоциируется в настоящее время. В начале прошлого века тут пряли нитки и делали из них ткань, а сам господин Тойода изобретал и рационализировал станки для этого всего. Именно ткацкое производство позволило компании пережить кризис 50-х годов. А начиналось все с водяного привода!

Как ни странно, его вполне достаточно для приведения в действие прядильного станка.
Причем в музее представлен действующий экземпляр: станок реально крутится и прядет нитки из сырого хлопка. Различных станков здесь представлено очень много. А первая ткацкая автоматическая линия и вовсе работает в режиме реального времени.


Что интересно, компания продолжает заниматься этим бизнесом и по сей день. Даже в российских магазинах можно встретить швейные машинки фирмы Toyota.

Однако, самые первые станки закупались за границей, что противоречило японскому характеру. И под чутким руководством Императора, было принято решение запустить свое производство. Тойода-сэнсэй оказался в первых рядах прогрессивных промышленников. Нужен был металл и умение его обрабатывать, но никто не знал как это делать. Пришлось учиться с нуля.
Тем временем Kiichiro Toyoda, старший сын основателя компании Сакичи Тойоды, подрос, и в 1930-х годах занялся автомобилестроением. Сначала экспериментировал в гараже, создавая проекты из подручных средств, на коленке, с использованием импортных основных узлов и агрегатов. Но дизайн и кузовщина были самодельными. Так появилась одна из самых удачных довоенных моделей Тойоты: средней величины семейный автомобиль, конструкция которого в значительной степени была «подсмотрена» у Крайслера — Toyota Model AA 1936 года.

Пройдя в очередной зал, мы вновь были шокированы. Оказывается, что Toyota занимается еще и крышами. Да, вы не ослышались. Крыши, именно те, которые на домах! Отличаются они какими-то специальными технологиями, что обеспечивает долговечность и защиту от негативного воздействия природных явлений.

В зале, посвященном исключительно автомобилям, мы первым делом наткнулись на стенд, отражающий историю мирового автомобилестроения, в переплетении с компанией Toyota. Все естественно на японском, но знакомые силуэты авто отыскать все-таки удалось.

В то время, пока мы шли к автомобильному залу, невольно вспоминали, что изначально компания называлась в честь основателя — Toyoda, но в 1937 году была переименована в Toyota. Дело в том, что слово Toyoda дословно переводится с японского как «плодородные рисовые поля», а ассоциаций с агрикультурой пытались избежать. Еще одна причина заключается в следующем: чтобы написать Toyoda алфавитом катакана требуется десять штрихов, а для Toyota — всего восемь. А восемь — это счастливое число.
Далее отметим, что в музее мельком представлены некоторые экспонаты военной техники, но особый акцент на этом не делается. Грузовик G1, как и другие грузовики, производился для нужд армии — это была основная продукция концерна в военные годы.

Видите эти щеточки по бокам колес? Они были сделаны для защиты пешеходов от брызг!

Как известно, война обернулась для всей Японии катастрофой. Заводы Toyoda были буквально разрушены американскими бомбардировщиками. Уже впоследствии, в обмен на поддержку США, японцы получили доступ к ресурсам, коих на острове практически нет, и технологиям.
C 1950-х годов компания активно разворачивает современное автомобилестроение, но с именем Toyoda во всем мире ассоциировались военная техника и ткацкие станки, поэтому машины стали выпускать под маркой «Toyopet».

Позднее, когда автомобили стали активнее выходить на мировой рынок и стали конкурентоспособными, смешное для англоговорящих название «Toyopet» заменили на «Toyota».
Что интересно, многие представленные в музее «экспонаты» можно запустить в реальном времени, нажав на кнопку, и посмотреть, как например подвеска автомобиля Toyota отрабатывает неровности.


Посмотреть работу КПП.


Или просто изучить строение двигателей и автомобилей.

А вот прадедушка современного 2JZ.

А вот и бампер от Toyota Celica.

А еще здесь можно встретить и прародителя современных роботов.

И самих современных роботов.

Также в музее существует учебный класс по основам металлообработки — литье, ковка, штамповка. С картинками, видео и наглядными примерами. Лекции проходят через каждые полчаса для всех желающих. Естественно, мы не могли упустить такого момента, и, прослушав небольшую лекцию, даже смогли отлить из металла, а потом выштамповать небольшой шатун на автоматическом станке.


Тут же представлено редчайшее двухместное купе GT-класса Toyota 2000GT 1968 года (за три года было выпущено 350 машин). Именно на такой разъезжал Шон Коннери в бондиане «Живешь только дважды».


Идея создать настоящий спорткар родилась у руководства Toyota после того, как на первом японском «Гран-При» три автомобиля марки победили каждый в своем классе. Это было сюрпризом даже для самой компании. Продажи пошли вверх, и было принято решение построить не спортивную версию массовой модели, а настоящий спортивный автомобиль. Так началась история Toyota 2000GT.

Технические характеристики Toyota 2000GT (MF10)

Двигатель: объем 1998 см³, мощность 150 л.с./6600 об/мин, крутящий момент 177 Нм/5000 об/ мин. Снаряженная масса: 1120 кг. Разгон 0–100 км/ч: 10,1 сек. Макс. скорость: 215 км/ч. ¼ мили: 15,9 сек.

Говорят, в наши дни Toyota 2000GT носит звание самого дорогого автомобиля марки Toyota. Некоторые экземпляры оценивают в 200 000 долларов.

Следующая часть экспозиции музея наглядно показывает старую и новую производственные линии.


Этой производственной линии 30 лет, но все прекрасно работает, роботы на наших глазах собрали из кусков железа кузов автомобиля, а потом разобрали, чтобы показать процесс следующим посетителям.


А здесь показана сварка кузова без отрыва от движения по конвейеру.

Любой желающий может простым нажатием кнопки запустить процесс стыковки кузова с двигателем и ходовой частью. Или, например, покрасить кузов автомобиля. Что мы непременно и сделали.

Завершили мы наше увлекательное путешествие по музею, разумеется, в сувенирной лавке.

Несомненно, посещение этого интерактивного музея дало понять и пережить всю историю Тойоты. Увидеть зарождение и становление компании, ощутить весь тот энтузиазм и стремление, с которыми Toyota удалось достичь мирового признания. Пожалуй, не стоит забывать фразу, сказанную в 1957 году Шотаро Камия, который в то время был президентом компании Toyota Motor Sales Company, такими словами он воодушевлял свою команду: «Прогресса не достичь, если вы будете бояться провала».

Фото: Светлана Парфенова






















SMP RDRC. Роман Нагервадзе и его Nissan Skyline GT-R

Сегодня мы представляем вашему вниманию интервью с легендой отечественно дрэг-рейсинга, абсолютным победителем Дрэг-Битвы в 2005 и 2006 годах, участником RDRC класса FSB Романом Нагервадзе.

SMP RDRC. Мустафа Муртазаев и его ВАЗ-2108

Сегодня мы представляем вашему вниманию интервью с участником класса FSA Мустафой Муртазаевым.

SMP RDRC. Евгений Юмаев и его Audi

Мы продолжаем знакомить вас с участниками чемпионата RDRC и сегодня речь пойдет о классе FSL.

SMP RDRC. Магомедсалим Байрамбеков и его Honda Civic

Сегодня мы представляем вашему вниманию интервью с пилотом класса FSA Магомедсалимом Байрамбековым.

SMP RDRC. Команда Kiwamaru. Станислав Лунев и его Nissan Skyline GT-R

Сегодня мы представляем вашему вниманию интервью с руководителем команды Kiwamaru Sport Юрием Адамовичем и пилотом Станиславом Луневым, участниками класса FSB.
Андрей Кринкин,

NHRA 2018. Подводим итоги

Чем запомнился сезон-2018 северамериканской дрэговой серии?

SMP RDRC. Команда Full Power Motors. Сергей Старшинов и его Mitsubishi Eclipse

Сегодня мы представляем вашему вниманию интервью с пилотом и представителем команды Full Power Motors Сергеем Старшиновым, участником класса FWD.

SMP RDRC. Алексей Криволапов и его Nissan Skyline

Представляем вашему вниманию интервью с Алексеем Криволаповым, абсолютным чемпионом Дрэг-Битвы 2007, вице-чемпионом RDRC в классе AWD (FSB) 2017.
Андрей Кринкин,

100-я победа Дэвида Ремпи

Клуб «100 побед» NHRA пополнился
Показать еще →