Liqui-Moly Bathurst 12 Hour — гонка с историей

Пока Европа переживает не очень понятную зиму, в южном полушарии автоспорт набирает обороты.

Не успели еще остыть впечатления от совсем недавней гонки в американской Дайтоне, как ровно неделю спустя происходит еще одно весьма знаменательное событие в мире автоспорта: в Австралии стартует 12-часовой марафон на одной из самых сложных и знаменитых трасс мира: Mount Panorama.

Liqui-Moly Bathurst 12 Hour, энудранс-гонка в Батхерсте, в этом году получила новый виток развития своей истории. Компания SRO (Stefan Rattel Organization), являющаяся организатором одного из крупнейших чемпионатов современной истории Blancpain GT Series, взяла ее под свое крыло и включила в новую гоночную серию под названием Intercontinental GT Challenge. Таким образом, 2016 год подарит нам радость от просмотра нескольких уникальных гонок.

Всего в этом году календарь Intercontinental GT Challenge включает в себя пока 3 события: помимо гонки в Mount Panorama сюда войдет 24-часовой марафон на бельгийской трассе Спа-Франкоршам 28–31 июля и 12-часовая гонка на трассе Сепанг в Малайзии 10–11 декабря.

Чем же известен Bathurst 12 Hour?

Если рассказывать коротко, то его история началась еще в 60-е годы, когда тысячекилометровая гонка для автомобилей класса туринг переместилась из австралийской Виктории (Phillip Island Circuit) в Mount Panorama.

Bathurst 1000 и стала прародительницей 12 часового эндуранса.

Затем, в 1990 году регламент чемпионата переработали под автомобили класса продакшен — для седанов с 4-х и 6-ти циллиндровыми двигателями, однако, допускались также двигатели V8 и автомобили с нагнетателями. Но, любые машины со среднемоторной компоновкой, а также класса GT, были категорически запрещены. Батхерст со временем стал ареной битвы между заводскими командами вроде Mazda, Holden, Citroen, Peugeot, Nissan, Maserati, BMW, Lotus и даже Porsche. Но спустя несколько сезонов чемпионат переместился в Сидней, и на протяжении некоторого количества лет в Батхерсте ничего не происходило.

В 2002 и 2003 состоялось две 24-часовые гонки, и все опять затихло.

Возрождение 12-часового традиционного соревнования пришлось на 2007 год. Регламент фактически повторял предыдущий, для класса продакшен, а событие начало собирать неплохое количество участников: в 2009 на старт вышло 49 автомобилей.


Затем, в 2013, в гонку допустили автомобили класса GT3. Первую победу одержала команда Erebus Motorsport в составе Бернда Шнайдера, Томаса Йагера и Александра Ролофа на Mercedes-Benz SLS AMG.

В 2014 победителем стала команда Maranello Motorsport, чей ведущий пилот Алан Симонсен погиб летом 2013 года во время гонки в Ле-Мане. В 2014-м был учрежден приз его имени за поул-позицию: Allan Simonsen Pole Position Trophy.


В 2015 гонка поставила рекорд по количеству появлений на трассе автомобиля безопасности: 20! раз. А победителем впервые стал Nissan GT-R, который выбился в лидеры за два круга до финиша.

2016 

В этом году Allan Simonsen Pole Position Trophy был вручен экипажу McLaren под номером 59 команды Techno Autosports в составе Шейна ван Гисбергена (Shane Van Gisbergen), Альваро Паренте (Alvaro Parente) и Джонатона Вебба (Jonathon Webb). Они же и победили в гонке, привезя следующему экипажу Nismo Nissan GT-R всего 1,2 секунды! Вдумайтесь, это разрыв между первым и вторым местами после 12 часов гонки! Третьим стал №10 команды M-Sport Bentley, четвертое место досталось команде Phoenix Audi, а пятое Erebus Mercedes под номером 36.


Надо сказать, что большого сюрприза не получилось. Все пять автомобилей из Топ-5 (при этом, все пять разных производителей) так или иначе лидировали на протяжении всей гонки. В лидеры по очереди выходили то Bentley команды M-Sport, то Erebus Mercedes, то победитель прошлого года Nismo Nissan GT-R.

Конечно, гонка удалась.


Трасса Mount Panorama отличается не только красивыми видами и наблюдающими в сторонке за автомобилями кенгуру, но и невероятной сложностью трека, чья длина свыше 6 тысяч метров, а перепад высот составляет 174 метра! При этом основная скоростная шикана не просто «закрытая», но и расположена на спуске, а на главном прямике трассы скорости превышают 300 км/ч. Чтобы проходить некоторые повороты на открытом газу, нужно иметь воистину железные нервы и несгибаемую волю к победе.


За 12 часов лидеры сменялись 29 раз: главные претенденты на победу — пять перечисленных выше основных конюшен (Audi, Bentley, McLaren, Mercedes и Nissan) — крепко держали лидерство в своих руках, не подпуская никого и на пушечный выстрел. При этом, как между ними, так и среди автомобилей класса AM, борьба шла не шуточная. Автомобили безопасности выходили на трассу 13 раз за 12 часов, и это только в тех случаях, когда была необходимость эвакуации или другая серьезная опасность на трассе.


Во многих же случаях, участникам инцидентов удавалось разобраться без посторонней помощи. Батхерст — трасса по своей структуре, скорее, городская, без широких зон безопасности и с близко расположенными к полотну гардрейлами из мягких шин. Поэтому, частенько автомобиль, вылетевший в покрышки, умудрялся сам выбраться из ловушки и продолжить движение, даже если и только до боксов своей команды.


В общем зачете и классификации Pro победа Макларену досталась во многом благодаря везению: ни одной аварии и существенного повреждения, но в то же время внезапная проблема с электроникой, когда автомобиль просто остановился на трассе с отказавшим электричеством. 45 секунд в «умершем» автомобиле явно стоили пилоту и нервов, и седых волос. Все уже готовились к введению режима безопасности и эвакуации, как вдруг оранжевый McLaren завелся и поехал дальше как ни в чем не бывало.


Завоевать победу помогла команде и грамотная тактика питстопов. Они успели уйти на финальный питстоп во время последнего режима безопасности, где-то за 90 минут до окончания гонки, и в дальнейшем уже оставались на трассе, а вот их главный соперник Nismo Nissan GT-R # 1 был вынужден уйти на питстоп позже — за 50 минут до финиша, и так и не сумел уже больше отыграть первую позицию.

Не очень везло в гонке и команде M-Sport с двумя Bentley Continental GT3 #10 и #31. Экипаж с бортовым номером 31 дважды попадал в аварии. Сначала довольно жесткий контакт с McLaren #60 — который, впрочем, не помешал экипажу вернуться на лидирующую позицию, а затем и еще одна авария, повредившая переднюю часть автомобиля — и очень странный питстоп, когда механики заменили поврежденное колесо, но не тронули глубоко загнувшийся кузов, который и пробивал резину. И вот через два круга #31 вновь заезжает в боксы и вновь на ободе — и тут уже понятно, что ремонт требуется более серьезный, чем просто перекинуть колеса. В итоге 7-е место.


10-й номер Bentley оказался более успешным и сумел противостоять Phoenix Audi, в экипаже которой ехали помимо Алекса Дэвисона — Маркус Винкельход и Лоренс Вантхоор. Впрочем, на протяжении гонки было заметно, что, несмотря на свой многоопытный экипаж, Phoenix Audi уступает команде Bentley, особенно на длинных прямых.

Хочется также отметить и команду Erebus Motorsport: несмотря на то, что они используют один из самых старых автомобилей категории GT3, они ухитряются держаться на уровне топовых участников, а их пятое место в общем зачете говорит, что они еще та заноза для остальных претендентов на победу.


В классификации AM победа досталась экипажу #75 MPC Audi. Второе место заняла команда Lago racing #32 на Lamborghini Gallardo, а третье завоевали International Motorsports Audi #82.


ЛЮБОПЫТНО!

  • В отличие от большинства длинных гонок Liqui-Moly Bathurst 12 Hour стартует ранним утром, в 5.45, когда на улице еще темно, и заканчивается ранним вечером. Во многом такое расписание связано со световым днем, хотя для Европы это не лучшее время для трансляции.
  • Как наследие предыдущих соревнований Bathurst 12 Hour, Intercontinental GT Challenge принимает у себя также автомобили серии V8 — например, MARC Focus V8, MARC Mazda 3 V8.
  • Одним из необычных участников гонки стала Daytona Sportscar Coupe — великий и удивительный представитель американского автоспорта. Его идеально-аэродинамический кузов разработал Питер Брок (Peter Brock). Daytona Coupe стала популярной в 1965 году, когда обошла Ferrari на мировом чемпионате FIA GT.

Следующий этап Intercontinental GT Challenge состоится в конце июля в бельгийских Арденнах, а мы приглашаем всех к экранам 8–10 апреля, когда в итальянском Мисано состоится первая гонка Blancpain GT Sprint Series.

NHRA,

NHRA. Эрика Эндерс-Стивенс пробует болид класса Pro Mod

Двукратная чемпионка NHRA провела тесты болида Pro Mod на стрипе Bradenton Motorsports Park.
WRC,

Лёб возвращается в ралли

Заводская команда Citroen Racing объявила свой состав на сезон-2018.
Formula 1,

Формула-1 в цифрах от Pirelli

Интересная инфографика и данные от Pirelli. Сезон 2017 в цифрах.
Ралли-рейды,

Ралли-рейды. Выйти из тени

За что мы любим автоспорт? За высокие скорости, постоянный риск, острую борьбу, сложнейшие трассы, невероятные вызовы, высокие технологии, фантастические бюджеты, интересных личностей, захватывающую географию и, в конце концов, за яркое и захватывающее шоу…
WEC,

Тизер супер-сезона 2018–2019 FIA WEC

Чемпионат мира по гонкам на выносливость выпустил видео-тизер предстоящего супер-сезона.
WEC,

Porsche планирует выступить в Ле-Мане с четырьмя автомобилями

На вручении наград по итогам 2017 года Porsche объявисло о масштабном расширении глобальной программы GT.
WEC,

Ле-мановский трофей прибыл в музей Porsche

Победный кубок «24 часа Ле-Мана» обрёл свой новый дом в музее Porsche.
Ралли-рейды,

Дакар 2018. Детали маршрута

На официальном канале марафона в YouTube опубликован ролик с деталями полного маршрута 40-й юбилейной гонки.
WTCC,

Чемпионат мира WTCC и TCR International Series объединились в Кубок Мира FIA WTCR

Руководитель СМП РСКГ Олег Петриков оценил перспективы, которые такой союз открывает для Российской серии кольцевых гонок.
Показать еще →