Liqui-Moly Bathurst 12 Hour — гонка с историей

Пока Европа переживает не очень понятную зиму, в южном полушарии автоспорт набирает обороты.

Не успели еще остыть впечатления от совсем недавней гонки в американской Дайтоне, как ровно неделю спустя происходит еще одно весьма знаменательное событие в мире автоспорта: в Австралии стартует 12-часовой марафон на одной из самых сложных и знаменитых трасс мира: Mount Panorama.

Liqui-Moly Bathurst 12 Hour, энудранс-гонка в Батхерсте, в этом году получила новый виток развития своей истории. Компания SRO (Stefan Rattel Organization), являющаяся организатором одного из крупнейших чемпионатов современной истории Blancpain GT Series, взяла ее под свое крыло и включила в новую гоночную серию под названием Intercontinental GT Challenge. Таким образом, 2016 год подарит нам радость от просмотра нескольких уникальных гонок.

Всего в этом году календарь Intercontinental GT Challenge включает в себя пока 3 события: помимо гонки в Mount Panorama сюда войдет 24-часовой марафон на бельгийской трассе Спа-Франкоршам 28–31 июля и 12-часовая гонка на трассе Сепанг в Малайзии 10–11 декабря.

Чем же известен Bathurst 12 Hour?

Если рассказывать коротко, то его история началась еще в 60-е годы, когда тысячекилометровая гонка для автомобилей класса туринг переместилась из австралийской Виктории (Phillip Island Circuit) в Mount Panorama.

Bathurst 1000 и стала прародительницей 12 часового эндуранса.

Затем, в 1990 году регламент чемпионата переработали под автомобили класса продакшен — для седанов с 4-х и 6-ти циллиндровыми двигателями, однако, допускались также двигатели V8 и автомобили с нагнетателями. Но, любые машины со среднемоторной компоновкой, а также класса GT, были категорически запрещены. Батхерст со временем стал ареной битвы между заводскими командами вроде Mazda, Holden, Citroen, Peugeot, Nissan, Maserati, BMW, Lotus и даже Porsche. Но спустя несколько сезонов чемпионат переместился в Сидней, и на протяжении некоторого количества лет в Батхерсте ничего не происходило.

В 2002 и 2003 состоялось две 24-часовые гонки, и все опять затихло.

Возрождение 12-часового традиционного соревнования пришлось на 2007 год. Регламент фактически повторял предыдущий, для класса продакшен, а событие начало собирать неплохое количество участников: в 2009 на старт вышло 49 автомобилей.


Затем, в 2013, в гонку допустили автомобили класса GT3. Первую победу одержала команда Erebus Motorsport в составе Бернда Шнайдера, Томаса Йагера и Александра Ролофа на Mercedes-Benz SLS AMG.

В 2014 победителем стала команда Maranello Motorsport, чей ведущий пилот Алан Симонсен погиб летом 2013 года во время гонки в Ле-Мане. В 2014-м был учрежден приз его имени за поул-позицию: Allan Simonsen Pole Position Trophy.


В 2015 гонка поставила рекорд по количеству появлений на трассе автомобиля безопасности: 20! раз. А победителем впервые стал Nissan GT-R, который выбился в лидеры за два круга до финиша.

2016 

В этом году Allan Simonsen Pole Position Trophy был вручен экипажу McLaren под номером 59 команды Techno Autosports в составе Шейна ван Гисбергена (Shane Van Gisbergen), Альваро Паренте (Alvaro Parente) и Джонатона Вебба (Jonathon Webb). Они же и победили в гонке, привезя следующему экипажу Nismo Nissan GT-R всего 1,2 секунды! Вдумайтесь, это разрыв между первым и вторым местами после 12 часов гонки! Третьим стал №10 команды M-Sport Bentley, четвертое место досталось команде Phoenix Audi, а пятое Erebus Mercedes под номером 36.


Надо сказать, что большого сюрприза не получилось. Все пять автомобилей из Топ-5 (при этом, все пять разных производителей) так или иначе лидировали на протяжении всей гонки. В лидеры по очереди выходили то Bentley команды M-Sport, то Erebus Mercedes, то победитель прошлого года Nismo Nissan GT-R.

Конечно, гонка удалась.


Трасса Mount Panorama отличается не только красивыми видами и наблюдающими в сторонке за автомобилями кенгуру, но и невероятной сложностью трека, чья длина свыше 6 тысяч метров, а перепад высот составляет 174 метра! При этом основная скоростная шикана не просто «закрытая», но и расположена на спуске, а на главном прямике трассы скорости превышают 300 км/ч. Чтобы проходить некоторые повороты на открытом газу, нужно иметь воистину железные нервы и несгибаемую волю к победе.


За 12 часов лидеры сменялись 29 раз: главные претенденты на победу — пять перечисленных выше основных конюшен (Audi, Bentley, McLaren, Mercedes и Nissan) — крепко держали лидерство в своих руках, не подпуская никого и на пушечный выстрел. При этом, как между ними, так и среди автомобилей класса AM, борьба шла не шуточная. Автомобили безопасности выходили на трассу 13 раз за 12 часов, и это только в тех случаях, когда была необходимость эвакуации или другая серьезная опасность на трассе.


Во многих же случаях, участникам инцидентов удавалось разобраться без посторонней помощи. Батхерст — трасса по своей структуре, скорее, городская, без широких зон безопасности и с близко расположенными к полотну гардрейлами из мягких шин. Поэтому, частенько автомобиль, вылетевший в покрышки, умудрялся сам выбраться из ловушки и продолжить движение, даже если и только до боксов своей команды.


В общем зачете и классификации Pro победа Макларену досталась во многом благодаря везению: ни одной аварии и существенного повреждения, но в то же время внезапная проблема с электроникой, когда автомобиль просто остановился на трассе с отказавшим электричеством. 45 секунд в «умершем» автомобиле явно стоили пилоту и нервов, и седых волос. Все уже готовились к введению режима безопасности и эвакуации, как вдруг оранжевый McLaren завелся и поехал дальше как ни в чем не бывало.


Завоевать победу помогла команде и грамотная тактика питстопов. Они успели уйти на финальный питстоп во время последнего режима безопасности, где-то за 90 минут до окончания гонки, и в дальнейшем уже оставались на трассе, а вот их главный соперник Nismo Nissan GT-R # 1 был вынужден уйти на питстоп позже — за 50 минут до финиша, и так и не сумел уже больше отыграть первую позицию.

Не очень везло в гонке и команде M-Sport с двумя Bentley Continental GT3 #10 и #31. Экипаж с бортовым номером 31 дважды попадал в аварии. Сначала довольно жесткий контакт с McLaren #60 — который, впрочем, не помешал экипажу вернуться на лидирующую позицию, а затем и еще одна авария, повредившая переднюю часть автомобиля — и очень странный питстоп, когда механики заменили поврежденное колесо, но не тронули глубоко загнувшийся кузов, который и пробивал резину. И вот через два круга #31 вновь заезжает в боксы и вновь на ободе — и тут уже понятно, что ремонт требуется более серьезный, чем просто перекинуть колеса. В итоге 7-е место.


10-й номер Bentley оказался более успешным и сумел противостоять Phoenix Audi, в экипаже которой ехали помимо Алекса Дэвисона — Маркус Винкельход и Лоренс Вантхоор. Впрочем, на протяжении гонки было заметно, что, несмотря на свой многоопытный экипаж, Phoenix Audi уступает команде Bentley, особенно на длинных прямых.

Хочется также отметить и команду Erebus Motorsport: несмотря на то, что они используют один из самых старых автомобилей категории GT3, они ухитряются держаться на уровне топовых участников, а их пятое место в общем зачете говорит, что они еще та заноза для остальных претендентов на победу.


В классификации AM победа досталась экипажу #75 MPC Audi. Второе место заняла команда Lago racing #32 на Lamborghini Gallardo, а третье завоевали International Motorsports Audi #82.


ЛЮБОПЫТНО!

  • В отличие от большинства длинных гонок Liqui-Moly Bathurst 12 Hour стартует ранним утром, в 5.45, когда на улице еще темно, и заканчивается ранним вечером. Во многом такое расписание связано со световым днем, хотя для Европы это не лучшее время для трансляции.
  • Как наследие предыдущих соревнований Bathurst 12 Hour, Intercontinental GT Challenge принимает у себя также автомобили серии V8 — например, MARC Focus V8, MARC Mazda 3 V8.
  • Одним из необычных участников гонки стала Daytona Sportscar Coupe — великий и удивительный представитель американского автоспорта. Его идеально-аэродинамический кузов разработал Питер Брок (Peter Brock). Daytona Coupe стала популярной в 1965 году, когда обошла Ferrari на мировом чемпионате FIA GT.

Следующий этап Intercontinental GT Challenge состоится в конце июля в бельгийских Арденнах, а мы приглашаем всех к экранам 8–10 апреля, когда в итальянском Мисано состоится первая гонка Blancpain GT Sprint Series.

NHRA,

«Король Бернаутов» Дерик Крамер переходит в KB Racing

Сезон завершился, и самые худшие опасения касательно класса Pro Stock начинают переходить в разряд безрадостной для фанатов реальности.
Ралли-рейды,

Полувековой VW Beetle проедет ралли-рейд Baja 100

Практически стандартный Volswagen Beetle 1970 года выпуска преодолеет почти две тысячи километров по пустыне.
NHRA,

AAA Texas NHRA FallNationals

До конца национального первенства осталось всего две гонки, основные претенденты на чемпионский титул в каждом классе определились, однако говорит о том, что все решено, еще рано.
NHRA,

Auto Club NHRA Finals

В последний уикенд текущего сезона NHRA Mello Yello Drag Racing Series на кону стояли титулы во всех дивизионах.
Ралли-рейды,

Корейская SsangYong примет участие в марафоне «Дакар 2018»

В легендарном ралли-рейдовом марафоне 2018 года примет участие заводская команда компании SsangYong. Корейцы подготовили для суровой гонки особую модификацию кроссовера Tivoli.
РСКГ,

Утвержден календарь СМП РСКГ — 2018

Сочи Автодром возвращается, Moscow Raceway выпадает.
Formula 1,

Лучше гор могут быть только горы

Болид Формулы-1 загнали на горный перевал, вымощенный булыжником.
NHRA,

Toyota NHRA Nationals

Происходящее в Countdown To The Championship в этом году не перестает удивлять от ивента к ивенту.
РСКГ,

СМП РСКГ-2017 глазами Чемпионов России

Обладатели титулов в классах Туринг и Туринг-Лайт делятся впечатлениями от сезона Российской серии кольцевых гонок.
Показать еще →