История Rolls-Royce. От мельницы до катафалка

Изо дня в день трудолюбивый сын мельника, механик-самоучка, неутомимо копался в деталях, узлах и агрегатах сельскохозяйственной техники. Мальчишка по имени Фредерик даже не думал, что его фамилией назовут когда-нибудь лучшую в мире автомобильную компанию. Свой первый автомобиль, англичанин, чье второе имя звучало как Генри Ройс, собрал и разобрал несколько раз. Этот подверженный постоянному совершенствованию двухцилиндровый Royce 10 «Де-Дион Бутон» заинтересовал Чарлза Ролса, который с 1902 года вел открытую торговлю импортируемыми в Великобританию французскими автомобилями.

Изо дня в день трудолюбивый сын мельника, механик-самоучка, неутомимо копался в деталях, узлах и агрегатах сельскохозяйственной техники. Мальчишка по имени Фредерик даже не думал, что его фамилией назовут когда-нибудь лучшую в мире автомобильную компанию. Свой первый автомобиль, англичанин, чье второе имя звучало как Генри Ройс, собрал и разобрал несколько раз. Этот подверженный постоянному совершенствованию двухцилиндровый Royce 10 «Де-Дион Бутон» заинтересовал Чарлза Ролса, который с 1902 года вел открытую торговлю импортируемыми в Великобританию французскими автомобилями.

Молодой, но уже известный гонщик, увлеченный автомобилями и аэропланами больше всего на свете, сразу понял, что имеет дело с настоящим талантом. Так 1 мая 1904 года, после разговора двух джентльменов в фешенебельном ресторане города Манчестера «Мидленд», решилась судьба новой фирмы. На следующей встрече они уже подписали договор о создании Rolls-Royce. А в основу философии всей компании заложили производство чрезвычайно высокого качества.

С детства Генри Ройс все доводил до совершенства. Мечтой самоучки был «автомобиль выше всякой критики». Стремление к идеалу, педантичность и любовь к механизмам предопределили судьбу его будущих творений — по сей день шедевры Rolls-Royce олицетворяют изящную элегантность в сочетании с мощью стихии и надежностью брони. Чертежи, эксперименты, снова чертежи и море тяжелой ручной работы привели Ройса к желаемому. Спустя два года, он мог гордиться автомобилем, которому суждено было стать суперкаром начала XX века.


В 1907 году на подиуме выставочного центра «Олимпия» в рамках Лондонского автосалона предстал «Серебряный Призрак» — машина, породившая вокруг себя легенды. За годы выпуска в Англии с 1907 по 1925гг., а в США с 1920 по 1926гг. было выпущено 6173 «Серебряных Призрака», и почти все они перекочевали в гаражи королевских, высокопоставленных и просто очень богатых особ.


Наивысшую репутацию в первом Silver Ghost заслужил далеко не мотор, как можно было бы предположить. Удивительным открытием надежности стала прочная конструкция шасси, которая стойко выдерживала кузов весом до двух тонн, не издавая при этом ни звука при движении. За надежность и партизанскую плавность хода на базе именно этих моделей 40/50 НР во время Первой и Второй мировой войны, с 1915 по 1944 годы, строились тяжелые броневики. С успехом вышедшего в 1907 году Silver Ghost стало понятно, что специализацией Роллс-Ройса будут мощные автомобили самой тщательной ручной сборки.

Каждая страна гордится своими автомобилями. Для Англии это в том числе «Роллс-Ройс». Но автомобилю, чей рок стать великим не пристало ездить под лондонским небом, не обозначив себя. Несмотря на яркую внешность, свободный салон, и королевский интерьер, Клод Джонсон настаивал — нужна эмблема. Изюминка, которая сходу заставит узнать шедевры компании. Однако, традиция украшать капот фигуркой летящей леди, официально называемой Дух Экстаза, появилась лишь в 1911 году. И вот как это случилось…

Генри Ройс всегда был против эмблем на их автомобилях, считая, что этим разрушается строгая «фирменная» линия радиатора, и автомобиль становится похожим на машины других марок с эмблемами. Но в тот период он тяжело болел, поэтому в компании заправлял Клод Джонсон. Это он заказал статуэтки в отсутствие основателей. Просьба директора вполне была ясна изготовителю — сотворить что-то более грациозное, чем «Шепот». Продемонстрировать дух «Роллс-Ройса», скорость в абсолютной тишине и неподвижность в полете. Ограниченный в фантазии Клод предложил в пример статую Ники в Лувре.

Но Чарльз Сайке, скульптор и художник, создал свою парящую богиню со словами: «грациозное божество будет вдыхать ветер и слышать музыку колышущихся занавесей». Первая статуэтка была сделана специально для Роллс-Ройса лорда Монтегю, чья возлюбленная позировала творцу несколько часов. По иронии судьбы девушка являлась лорду не только любимой, но и незаменимым работником — секретарем по совместительству — и звали ее Элеонора Торнтон. Долгие годы Сайке самолично отливал фигурки для каждой машины Rolls-Royce и ставил на них свою подпись.


Еще частенько поговаривали, что в угоду репутации чопорные англичане из Rolls-Royce избегали внедрения новшеств мирового автопрома. Лишь в 1913 году автомобили компании удостоились барабанных тормозов с ножным приводом, когда более ранние экземпляры довольствовались ручным рычажным тормозом. На следующий год Silver Ghost уже обзавелся электрическими фарами. А через 5 лет, к 1919 году, в Rolls-Royce могли похвастаться питанием зажигания от аккумулятора. Неплохо для начала XX века, неправда ли?


На протяжении трех лет компания выпускала классические автомобили с двигателями мощностью от 15 до 50 л.с., которые изготавливались по лицензии компаниями «Diksi» в Германии и «Marshan» в Италии. Сделанный же самим Генри мотор для новой модели стал самим совершенством. Редкий по тем временам шестицилиндровый двигатель объемом 7 литров состоял из двух трехцилиндровых блоков с алюминиевым картером. Пожалуй, только в мастерских Ройса могли создать идеально уравновешенный коленчатый вал, состоящий не из одного, а из двух колен. Достижением являлась абсолютная симметричность. Скрупулезно подобранные и подогнанные шестерни коробки передач, подшипники колес, а также все движущиеся детали имели постоянную капельную смазку, которая поступала по алюминиевым трубкам из бачка, укрепленного под капотом.


Ройс, всегда с удовольствием использовавший в своих моделях легкие сплавы, применил одним из первых алюминиевые поршни вместо чугунных. Он модернизировал карбюратор и включил его в общую систему водяного охлаждения. Трижды менял конструкцию задней подвески.

Но что стоило завести или остановить машину?! Трамблерная система зажигания, примененная в «Серебряном призраке», была изобретена самим Ройсом. Цепь низкого напряжения прерывалась при помощи прерывателя — трамблера, напоминавшего устройство обычного электрического звонка. Высокое напряжение от бобины подавалось на простой щеточный распределитель, стоявший на конце коленчатого вала и заставлявший свечи в цилиндрах срабатывать постоянно, а не в определенный момент, как это принято сегодня. Сначала свечи, по две в каждом цилиндре, обслуживались двумя системами зажигания — трамблерной и обычной от магнето. Однако, вскоре в Rolls-Royce решили отказаться от изобретения самого Генри.


Переделывая коробку передач, Ройс из-за лишнего шума убрал четвертую передачу, а потом и вовсе заменил ее прямой. Таким образом, скорость принесли в жертву комфорту, дабы англичанам спокойнее путешествовать… Пытаясь добиться максимальной плавности хода, конструкторы компании подвешивали ведущую ось на трех рессорах, из которых одна была поперечной. Затем пробовали применить несколько эллиптических рессор. Потом остановились на использовании кантилеверных, где ось крепилась не в середине, а к концам полуэллиптических рессор. И у же в самом конце были придуманы передние тормоза, оснащенные вакуумным приводом. Путем экспериментов и совершенствований, Генри и его «бойцы» добились необыкновенных результатов. Их шестицилиндровый двигатель модели 40/50НР не чувствовал и малейшей вибрации — монетка, поставленная на ребро, не падала с мотора, работающего на холостом ходу. Как говорит легенда — самый громкий звук в салоне — тиканье часов. Не исключено, что тогда речь шла о дорогих хронометрах пассажиров, ведь в первых «Silver Ghost» других часов не наблюдалось.

Ступить в салон Роллс-Ройса могли только знатные автомобилисты или люди, чьи кошельки разрывались от бумажных ассигнаций, а банковские счета служили бездонным колодцем. Мягкий ковер с толстым ворсом для удобства, большие сиденья с подушечками и поднимающимся подлокотником. Витражные окна, двери украшенные вышитым орнаментом, и даже кармашек для всяческих секретов тут присутствовал. Ну а размеры внутреннего убранства восхищали даже скептиков. Можно представить, сколько стоит такой автомобиль!


Редкая версия Серебряного призрака переломного 1921 года находится в наши дни в Москве. Озвучьте его цену, и тут же бешено стучит в висках и екает в сердце. Подумать только, 60 000 000 долларов! Самый дорогой Роллс-Ройс в России. И его хозяин с гордостью заявляет, что этот автомобиль по достоинству заслуживает таких денег.


Уже век автомобили марки Роллс-Ройс олицетворяют надежность, комфорт, высочайшее качество и роскошь. И вот в 2012 году компания показала миру самый дорогой катафалк на планете. Цена Rolls-Royce Phantom Hearse B12 достигает 650 тысяч долларов. Семиметровый красавец был презентован на специализированной выставке Tanexpo, посвящённой всему, что связано с похоронами.


И хотя в истории этой компании было множество автомобилей, который вызывали восторг. Пожалуй, только Rolls-Royce могли позволить себе сделать шикарный автомобиль за полмиллиона долларов, чтобы возить на нём гробы.

Рекорды,

Новый рекорд Денни Томпсона

Средняя скорость двух заездов составила 448.757 mph.

Aston Martin готовит заряженную версию DB11 — модификацию AMR

Суббренд AMR был представлен на женевском автосалоне 2017 года. Первыми его моделями стали Rapide AMR и Vantage AMR Pro.

В России начинаются продажи BMW M4 CS

Анонс спорткупе состоялся год назад, но официально купить автомобиль у дилеров стало возможно только сейчас.

Компания Shelby American выпустит 10 экземпляров легендарного Shelby GT500 Super Snake

Автомобили будут построены на оригинальном шасси образца 1967 года
Рекорды,

Новая модификация Jaguar XE 300 SPORT прошла испытания на ледяной трассе

Новый Jaguar XE 300 SPORT принял участие в необычном испытании: спортивный седан вышел на самую длинную в мире искусственную ледяную трассу, расположенную в голландском Флевонице.
Рекорды,

Самый быстрый cемейный кроссовер с «характером»

Nissan Qashqai разогнали до 383 километров в час.

Lamborghini Marzal на гоночной трассе Gran Prix de Monaco Historique

Автомобиль вывел на трассу Lamborghini Polo Storico.

Cамый дорогой Maserati Levante продан в России

«АВИЛОН» продал самый дорогой Maserati Levante за всю историю.
Рекорды,

Новый 911 GT3 RS преодолел «Зеленый ад» за 6 минут и 56,4 секунды

Самый мощный 911 с атмосферным двигателем устанавливает рекорд на Северной петле Нюрбургринга
Показать еще →