Капотник КАМАЗ на «Дакар» не поедет

Судя по всему, ехать на нем хотелось, но... Что может быть любопытнее этого самого «но»!

Еще в сентябре тим-менеджеры «КАМАЗ-мастера» уклонялись от прямого ответа про капотник. Судя по всему, ехать на нем хотелось, но...

Медленно запрягаем, но быстро едем

В конце лета новость о «капотнике русских» прокомментировали на родине Алеша Лопрайса: дескать, ну наконец-то, «КАМАЗ-мастер» представил гоночную машину, которая соответствует все более популярному решению компоновки двигателя, способствует лучшему распределению веса между осями. Соперники, присмотревшись, тут же подметили: КАМАЗ с капотом смахивает на Mercedes-Benz Unimog восьмидесятых, а заодно и на недостроенный украинский проект двухосного КРАЗа, и на Iveco образца 2011 года.


Не без сарказма было отмечено и то, что «капотник русских» появился только после того как «Алеш Лопрайс и Жерард Де Рой продемонстрировали все преимущества капотника». Они, конечно, продемонстрировали, но так и не добравшись до подиума.

Фабьену Кальве, руководителю грузового зачета «Дакара», принадлежит фраза: «Грузовая категория Дакара — как две планеты. Одна — „КАМАЗ-мастер“, другая — все остальные грузовые команды».

Впрочем, повод для иронии, конечно, есть. Под капотом «русского капотника» — чешский двигатель, взятый в аренду, рама и трансмиссия те же, что и были, да и подвеску радикальные изменения не затронули, разве что амортизаторы и рессоры поменяли. Идет работа над шасси. Все остальное пока отнесено к разряду задачи «второго дня».


Не стану ссылаться на мифические инсайдерские источники, просто предположу, что с команды прототип требовали (капотную компоновку используют Skania, Таtra, Iveco — соперники «КАМАЗ-мастера»), в сентябре даже промелькнула информация о том, что на «Дакаре» он будет. Но теперь, когда заявка на «Дакар» уже подана, совершенно понятно, что «русский капотник» останется в Набережных Челнах.

Эксперименты на «Дакаре»

История появления на «Дакаре» едва ли не каждого аналога и протипа — особая строка в ралли-марафоне. Пусть это будет история «от первого лица».

Итак, двукратный победитель «Дакара» Жорж Груан (George Groine). Для друзей — мсье Жу-Жу. Цитирую наш с ним разговор, точнее — фрагменты.

«На свой третий „Дакар“ я поехал в качестве пилота боевого грузовика Mercedes. Они подготовили два Unimog’a —один для меня, второй для ассистанса. Я выиграл и в течение четырех лет был официальным пилотом Mercedes. Тогда уже в числе соперников был Ян Де Рой и Карел Лопрайс, сыновья которых соперничают сегодня с командой „КАМАЗ-мастер“.

В 1983 году появился полноприводный десятитонник Mercedes 1936 AK. Этому предшествовало немало испытаний, в том числе мы улучшили и шины Michelin, которые были рассчитаны на тяжелые грузы, но никак не на высокие скорости. На максимальной скорости в 185 км/ч они разогревались так, что от них летели куски. К чести Michelin, они сумели сделать шины специального назначения для «Дакара» и «Ле-Мана».

Вообще это было то переломное время, когда Дакар из приключения стал превращаться в гонку. Как только стало известно, что голландцы готовятся выставить в Африке прототип DAF Turbo Twin II, я попросил аналогичную модель (Ян Де Рой появился на грузовике с двумя моторами и… двумя кабинами, это выглядело странновато, никто даже поначалу не мог понять, в какую сторону он сейчас поедет). Я знал, что у Mercedes есть нечто подобное с двумя двигателями и бешеными параметрами. Они попросили время на размышление, а потом сказали «Нет». Все упиралось в соответствующую трансмиссию, подвеску, мосты. Тогда я предложил свои услуги Peugeot...»


На «Дакаре-1998» самым быстрым стал грузовик Mitsubishi. Он был сюрпризом гонки, ее фатумом. Но японцы обкатывали его два предыдущих «Дакара», причем с очень неутешительными результатами. Легкий как перышко (8 тонн против 13 с лишним тогдашних камазовских) и безудержный как стрела, он задал гонке сверхъестественный темп.

На этом же «Дакаре» один из КАМАЗов (грузовик Чагина — семикратного победителя и рекордсмена «Дакара», сменившего ныне на посту руководителя команды Семена Якубова) был 1000-сильным (остальные — 800). Трансмиссия такой мощи не выдержала. Кто-нибудь пытался посреди пустыни снять 800-килограммовую коробку передач?


Помните слова мсье Жу-Жу? «Дакар из приключения стал превращаться в гонку...»

Но автомобильные нововведения в чем-то похожи на моду, которая как бабушкин сундук — перевернули все, что там есть, стряхнули нафталин и начали снова носить. Самой популярной темой на «Дакаре-2015» была капотная. Tatra, к примеру, прибыла прямиком с военного полигона (прототип оснащен несущей рамой, независимой подвеской, 1050-литровым двигателем Renault). Что касается «КАМАЗ-мастера», то все четыре боевых грузовика прибыли с двигателем... Liebherr (ответ на требования регламента ограничить объем моторов грузовиков до 16,5 литров). Посмотрим, чем удивит «Дакар-2016»...

Лучше без капота, но с бедуином

Для национальной сборной из Набережных Челнов «Дакар-2016» станет 25-м (за четверть века — 13 золотых бедуинов). «КАМАЗ-мастер», занявший в прошлом году как и в 2013-м весь подиум (В 2011 году подиума для легендарного пилота боевой технички Ильгизара Мардеева не хватило — первые четыре места), рисковать только ради того, чтобы быть в тренде, не может.

Риска и без того на ралли-марафоне, в котором спешно перекраивается маршрут, хватит с лихвой на всех.

Так что экспериментальным в КАМАЗе будет только горный тормоз (его еще называют «замедлителем» от англ. retarder) и то только на одном из грузовиков. Вполне вероятно, что на затяжных спусках этот девайс будет очень кстати.

Основной же эксперимент будет продолжен на ралли-марафоне «Африка Эко рейс», потому что там, как и в прошлом году, один из двух КАМАЗов будет с газомоторным двигателем. Газ — это ведь экотопливо (точнее, речь идет о смеси метана и дизельного топлива в соотношении 30:70). На Africa Eco Race-2015 экологический КАМАЗ пришел вторым. Отправится он на Черный континент и в этом году.


Экипажи тоже те же: пилот Антон Шибалов,штурман Роберт Аматыч, механик Алмаз Хисамиев (победители прошлого ралли) и пилотСергей Куприянов, штурман Александр Куприянов, механик Анатолий Танин (серебряный призер ралли).

Вполне возможно, что скоро в Африку отправится и капотник, скажем, на смену классическому бескапотнику.

Что касается «Дакара», то состав экипажей претерпел изменения, но без сюрпризов. Все штатно, хотя до административных и технических проверок, которые пройдут с 31 декабря на 1 января в Буэнос-Айресе, еще далеко.

В экипаж победителя «Дакара-2013» и бронзового призера «Дакара-2015» Эдуарда Николаева вернулся механик Владимир Рыбаков, пропустивший «Дакар-2015», штурманом по-прежнему Евгений Яковлев, дебютировавший в «Дакаре-2014».

В экипаже победителя «Дакара-2015» Айрата Мардеева все стабильно: многопытный штурман Айдар Беляев и механик Дмитрий Свистунов. На «Дакаре-2014» у экипажа был зафиксирован сход, несмотря на то что технички умудрились поставить грузовик на колеса после аварии, спортивные комиссары не допустили Мардеева к третьему этапу.

В экипаж Дмитрия Сотникова (самый молодой пилот) пересел механик Руслан Ахмадеев, ездивший на «Дакар-2015» в КАМАЗе Николаева, а штурман все тот же — Игорь Девяткин.

В экипаже победителя «Дакара-2014» Андрея Каргинова тоже без перемен: штурманАндрей Мокеев и механик Игорь Леонов. На «Дакаре-2015» КАМАЗ Каргинова опрокинулся: поворот — управляемый занос — задние колеса зацепились за вязкий песчаный бруствер... Потеряв 10 минут, экипаж продолжил движение на искореженном грузовике. Когда он выезжал утром на следующий этап, на бивуаке его встретили аплодисментами. Не менее достойной была и победа Каргинова на «Дакаре-2014» — не только из-за результата, а из-за того, что зная, что едет к подиуму, остановился возле перевернутого джипа (то, что бывает и иначе — «КАМАЗ-мастер» испытал на себе в 2007 году, когда мимо разбитого КАМАЗа экипажа Чагин-Якубов-Савостин мчались грузовики, у которых возросли шансы получить бедуин).

Будет ли подиум «Дакара-2016» принадлежать «КАМАЗ-мастеру» или главные соперники, объединившиеся в сборную команду Европы, подвинут национальную сборную России из Набережных Челнов? Ответ у основателя команды и пятикратного победителя «Дакара» Семена Якубова:

«Проиграть случайно можно, но выиграть случайно нельзя...»
Фото: из открытых источников и личного архива автора.

SMP RDRC. Роман Нагервадзе и его Nissan Skyline GT-R

Сегодня мы представляем вашему вниманию интервью с легендой отечественно дрэг-рейсинга, абсолютным победителем Дрэг-Битвы в 2005 и 2006 годах, участником RDRC класса FSB Романом Нагервадзе.

SMP RDRC. Мустафа Муртазаев и его ВАЗ-2108

Сегодня мы представляем вашему вниманию интервью с участником класса FSA Мустафой Муртазаевым.

SMP RDRC. Евгений Юмаев и его Audi

Мы продолжаем знакомить вас с участниками чемпионата RDRC и сегодня речь пойдет о классе FSL.

SMP RDRC. Магомедсалим Байрамбеков и его Honda Civic

Сегодня мы представляем вашему вниманию интервью с пилотом класса FSA Магомедсалимом Байрамбековым.

SMP RDRC. Команда Kiwamaru. Станислав Лунев и его Nissan Skyline GT-R

Сегодня мы представляем вашему вниманию интервью с руководителем команды Kiwamaru Sport Юрием Адамовичем и пилотом Станиславом Луневым, участниками класса FSB.
Андрей Кринкин,

NHRA 2018. Подводим итоги

Чем запомнился сезон-2018 северамериканской дрэговой серии?

SMP RDRC. Команда Full Power Motors. Сергей Старшинов и его Mitsubishi Eclipse

Сегодня мы представляем вашему вниманию интервью с пилотом и представителем команды Full Power Motors Сергеем Старшиновым, участником класса FWD.

SMP RDRC. Алексей Криволапов и его Nissan Skyline

Представляем вашему вниманию интервью с Алексеем Криволаповым, абсолютным чемпионом Дрэг-Битвы 2007, вице-чемпионом RDRC в классе AWD (FSB) 2017.
Андрей Кринкин,

100-я победа Дэвида Ремпи

Клуб «100 побед» NHRA пополнился
Показать еще →