Эль-Ниньо у берегов «Дакара»

Не только у королевы автоспорта «Формулы-1» проблемы, у короля ралли «Дакара» — тоже.

Лучший друг «Дакара» министр туризма Аргентины Энрике Мейер, сделав печальное лицо, сообщил, что его страна не в состоянии нести финансовую нагрузку по проведению «Дакара». Или A.S.O. (Amaury Sport Organisation — французский организатор престижных авторалли, велогонок, турниров по гольфу и пр.) компенсирует Аргентине потери от ухода с маршрута ралли-марафона Перу или ралли не будет.

Гонка на грани срыва

Такое уже в истории «Дакара» было и не сказать чтобы очень давно. История беспрецедентная до невероятного. Команды улетели на «Дакар», собрались на первый брифинг, который длился считанные минуты.

Организаторы зачитали текст заявления и все остолбенели. Кому — террористическая угроза, а кому — потеря доверия спонсоров, чудовищные моральные и материальные убытки. Одним словом, удар под дых.

После этого «Дакар-2009» ушел с Черного континента. На смену африканской Сахаре пришла южноамериканская Атамака — самая безжизненная пустыня на планете. В дополнение к ней — пыльные колейные дороги, переходы через Кордильеры, пересохшие русла рек...

Этьен Лавинь. Найдите разницу! На одном фото сообщает о срыве «Дакара-2008», на другом — о проблемах «Дакара-2016»...

И вот теперь, семь лет спустя, история грозит повторится. Лишь с той разницей, что у сорванного «Дакара-2008» был только план А, а у «Дакара-2016» есть еще и план Б: plan B, fast, very fast! В том смысле, что потеряв партнера в лице Перу (пришедшей на смену Чили, вышедшей из альянса после шести лет сотрудничества с «Дакаром» после наводнения), гонка приобрела в скорости.

Перу вышла из игры в связи с прогнозами синоптиками, предсказывающим активизацию природного феномена Эль-Ниньо.

Если теплое океанское течение наберет силу, то горячий год ждет не только Южную Америку.

Выдержав паузу до середины сентября, Перу подтвердило свое решение: мы вне игры. Осталась Боливия и Аргентина. Но Боливия уже тоже колеблется, форс-мажор для всех, а не для избранных! Аргентина старается вовсю дожать партнеров: се ля ви, мсье, у гостеприимного аргентинского хозяина нет таких средств.

Серия Dakar: вычеркиваем строчку

Для кого «Дакар» — приключение, для кого — спорт, а для кого и бизнес. Самому ралли-марафону предшествуют подготовительно-отборочные соревнования series Dakar. В этом году календарь был таков:

Desafio Ruta 40 (Аргентина): 17 по 23 мая
Desafio Guarani (Парагвай): 20 по 26 июля
Desafio inca (Перу): 10 по 13 сентября
Между первой и второй строчкой солидный временной разрыв, не так ли? Да, эту брешь оставил «Шелковый путь», проходивший в начале июля.

Семен Якубов сделал невозможное: гонка уже на второй год своего существования получила название пол-Дакара. Не из-за качества, а из-за срока проведения — одна неделя вместо двух дакаровских.

Сначала Россия отказалась от него из-за того, что «гостепримства» не хватило и на Олимпиаду в Сочи, и на ралли-марафон в том же регионе. А потом начались санкции и родилась идея вернуться к новой-старой затее с «Мастер-ралли», которому в усеченном варианте уготована роль «Шелкового пути».

Еще вычеркиваем...

Притязания Аргентины на «адресную социальную помощь» вполне оправданы. Престиж престижем, а бизнес бизнесом.

Наводнения, циклоны, прочие природные катаклизмы — все это так. Кстати, после наводнения в Чили организаторы «Дакара» перечислили на благотворительный счет $50 000. Как бы это сказать помягче... В общем, вступительный взнос участника стартует от 14 800 евро. Словом, речь идет о десятках тысяч евро, которые складываются в сотни...

И вот еще любопытная деталь: перуанская пресса (к примеру,Gestion) с большим подъемом пишет, что в будущем году Desafio inca еще и расширит свой маршрут, потому как «становится прекрасной возможностью для создания и продвижения туризма», которому Эль-Ниньо все же не помеха (чего не скажешь о «Дакаре»).

Приобретайте билеты заблаговременно, но...

Ну да, а деньги пересчитывайте, не отходя от кассы... Но входной билет на «Дакар» не исчерпывается вступительным взносом. Все, кто получил шанс дойти до «кассы» (пилот + квадроцикл = 14 800 евро, сумма платится в три приема — 4000 евро накануне отбора, 5000 — 15 сентября и последние 5800 — до 31 октября), пропущены через частую гребенку отбора нового спортивного директора «Дакара» Марка Кома.

«Мы отбираем гонщиков, которые отвечают весьма специфическим требованиям: они уже проявили себя в топовых ралли-рейдах, имеют навигационная опыт, их физические атрибуты вне сомнений, равно как и пройденная программа обучения».

Регистрация для мотоциклов и квадроциклов закончилась еще 15 июля. Это с умыслом: в течение двух, а то и трех лет соискатель доказывает, что он имеет право на входной билет.

И этот принцип распространяется не только на отчаянных байкеров. К примеру, на старте ралли «Сардиния» из 80 гонщиков почти 20 надеялись быть лучшими, чтобы бросить вызов «Дакару». Та же Баха 500 в Мексике носила аналогичную направленность, тем более что по техническим условиям гонка под стать традиционной дакаровской.

Марк Кома

12-кратный участник «Дакара» (пришел на это ралли в 25 лет) и 5-кратный его победитель испанский мотогонщик Марк Кома после всех триумфов, болезненных разочарований, сходов, травм, штрафного времени уже видел свое будущее на четырех колесах и рассматривал варианты, как ему поступило предложение еще от одного экипажа...

Кома был в шоке: «Моей первой реакцией стало: „Ничего себе!..“. Что касается Этьена Лавиня, то идею призвать Кома он считает абсолютно очевидной.

«Его кандидатура — первая, которая пришла мне в голову. Мы оба разделяет одну и ту же страсть — страсть к ралли „Дакар“. Я знаю, что когда он берется за что-то, то отдается этому полностью. Мне нравятся его основательность и спокойствие...»

Реконессанс по плану «Б»

Французское словцо rekonessans (что не удивительно — главные мастера прописывания «роудбуков» французы) соответствует английскому reconnaissance — рекогносцировка перед боем или учениями. Но разведке местности предшествует черновая версия маршрута.

Вот с этим-то черновиком сейчас и проблема. Сначала минус Чили, теперь еще и минус Перу... Забегать далеко вперед не будем, поскольку на исправленном логотипе на сегодняшний день Боливия и Аргентина.

Сначала собирались стартовать из Лимы в Перу (это уже без Чили). Возвышенности Боливии добавят «Дакару» контрастов. Новый маршрут на крупномасштабной карте южно-американского континента проложить легко, но сложно втиснуть в «роудбук», интегрировав все повороты и маневры в трехмерное измерение рельефа Анд.

Вместо длинного коридора песков Перу — изрезанные высотами равнины Боливии с озером Титака в качестве бонуса. Хорошо для туристов, но плохо для пилотов, собиравшихся штурмовать дюны.

Что же, вся подготовка насмарку? Вопрос не риторический, на него дает ответ генеральный менеджер «Дакара» Этьен Лавинь.

«Даты, количество этапов, расстояние останутся прежними, но характер предполагаемой местности заставит участников использовать иной подход в вождении и даст возможность идти на одну передачу выше. В первые три дня будет меньше дюн и больше технических треков... У меня есть ощущение, что изменение в общей классификации будет более чем вероятно...»

Сборная Европы против сборной Набережных Челнов

Кто пересечет в числе первых финишную линию в Росарио (надеемся, что в Россарио) 16 января?

Для легковых автомобилей, грузовиков и техничек регистрация открыта до 1 ноября, но основные телодвижения уже и в этих классах сделаны. Все в позиции низкого старта. Счет идет уже не на месяцы, а на дни...

У того же «КАМАЗ-мастера» календарь заполнен до предела — ралли-рейды по всей степям необъятной Родины, классическое ралли в Прибалтики и так далее... Национальная сборная России из Набережных Челнов не пропустила даже Фестиваль скорости в Гудвуде. Знай наших!


Но «КАМАЗ-мастер» по обыкновению будет тянуть с объявлением основного состава команды до последнего, то у голландца Де Роя уже полная определенность. В командном «роудбуке» главная точка — подиум!

В прошлом — Де Рой бывал и в гостях у «КАМАЗ-мастера», даже после травмы реабилитировался у их «семейного» доктора Бубновского, специалиста по сломанным позвоночникам.

Отказ Перу от маршрута стал дурными вестями для Team Iveco Petronas De Rooy. Если не будет дюн, то это будет гонка по пересеченной местности... И это в то время, когда в Африке с разницей в несколько дней будет проходить Africa Eco Race, уготовившая много дюн. Тут поневоле задумаешься... Де Рой вышел на A.S.O. — организатора «Дакара».

“Это — позор... Моей первой реакцией было: как там вообще двигаться? Не будет дюн — не будет достаточного количества пространства для грузовиков, чтобы мчаться, не собирая поезд пыли. Я тесно контактировал с A.S.O., они мне рассказали об организации альтернативного маршрута. Их усилия заслуживают оценки, я доверяю новому спортивному директору Марку Коме, он хорошо знает, что необходимо для конкурентоспособной гонки. В конце концов, в A.S.O. меня заверили, что маршрут будет с максимальным количеством песка...»

Де Рой сделал свой выбор и «лягнул» конкурирующее ралли: «В целом, это убедило нас и наших партнеров Iveco и Petronas ехать в Южную Америку, поскольку безопасность и конкурентоспособность в Африке были бы настоящей проблемой для всех нас».

Конечно же, у Жерара Де Роя цель — пополнить коллекцию, добавив к одинокому золотому бедуину «Дакара-2012» нового. Но — увы и ах — в 2013-м Де Рой был четвертым, в 2014-м — вторым, в 2015-м — девятым...

Команда будет участвовать в «Дакаре» по меньшей мере с тремя грузовиками, они сейчас едут в этом составе на гонку в Марокко. За рулем первого — сам Де Рой, за рулем второго — его соотечественник Тон ван Генагтен (11 место на «Дакаре-2015»), за рулем третьего — чех Алеш Лопрайс (4 место, в 2007 году у него был бронзовый бедуин). О Хансе Стейси, пришедшем на «Дакаре-2015» шестым, речи не идет.

Турне по Европе

Одним из подготовительных PR-шагов нового «Дакара» — традиционное турне, в котором представители организаторов, именитые гонщики и пул лояльных журналистов посещают в туре звездные дакаровские команды. Было так и нынешним летом, пока еще не завертелась кутерьма вокруг маршрута.

Тур побывал в гостях у голландской армады Де Роя, который и порадовал всех новостью о том, что под его флаги вступил и Алеш Лопрайс.

«Возможно, чешский пилот и станет той частью команды, которая нанесет поражение „КАМАЗ-мастеру?“»

Этот вопрос-утверждение прозвучал не на фуршете, не в кулуарах, а на официальном сайте «Дакара» (Could the Czech driver be the piece the squad needs to check-mate Kamaz?). Впрочем, и Де Рой настрой не отрицает. Почему бы и нет?

«Мы думали об этом в течение длительного времени, и решили объединить свои силы перед будущим подиумом. Лопрайс, как и я, пытался бить КАМАЗ в течение нескольких лет. Настало время объединить наши знания, наши навыки и сделать это...»

Что касается турне, то оно продолжило свой маршрут, который в отличие от дакаровского не подвергся коррективам. Последней остановкой была Польша, которой, оказывается, и заканчивается Европа и, мало того, ее подвиги на «Дакаре» растут с каждым годом...

А не вернется ли «Дакар» в Африку?

Предположим, проблемы «Дакара» в Южной Америке будут расти. Не в этом, так в одном из последующих годов случится то, что уже случалось. Форс-мажор ли, Эль-Ниньо ли — не суть. Вопрос не в том, вернется ли «Дакар» в Африку, а в том, есть ли ему куда вернуться на Черный континент?

На прежнем маршруте «Дакара», который заставляет биться учащенно сердца, обосновался «Лис пустыни» Жан-Луи Шлессер (двукратный чемпион мира по автогонкам в классе спортивных автомобилей, гонщик «Формулы-1», двукратный победитель «Дакара»), причем не один, а в компании со своим личным другом князем Монако Альбером II, как известно, отъявленным спортсменом и заядлым автомобилистом.

В этом ралли все напоминает о старом «Дакаре» времен Тьерри Сабина, пробуждает ностальгические чувства — героям аплодируют на финише ни где-нибудь, а в Сенегале, у того самого знаменитого Lac Rose (Розовое озеро). Одним словом, занято, занято, занято...

И, кстати, в отличие от организаторов Дакаровского тура Шлессер знаком с географией гораздо лучше да, видимо, и результаты генеральной классификации помнит тверже. По крайней мере, организатору Africa Eco Race было не лень прокатиться в астраханские степи на апрельское ралли (участвовал он и в «Шелковом пути», ломал там руку, поднимался на подиум).

Почему он поехал на этот раз? Как выразились его сотрудники, «босс помчался туда, потому что это для него хорошая возможность встретиться с людьми с востока, с которыми он установил очень тесные отношения»...


Фото: из открытых источников и личного архива автора

SMP RDRC. Алексей Криволапов и его Nissan Skyline

Представляем вашему вниманию интервью с Алексеем Криволаповым, абсолютным чемпионом Дрэг-Битвы 2007, вице-чемпионом RDRC в классе AWD (FSB) 2017.
Андрей Кринкин,

100-я победа Дэвида Ремпи

Клуб «100 побед» NHRA пополнился
Андрей Кринкин,

NHRA. Ford готовит новый кузов для чемпионата 2019 года

Над проектом работают инженеры которые готовили автомобиль для гонки «24 часа Ле-Мана»

SMP RDRC. Евгений Юмаев и его Audi

Мы продолжаем знакомить вас с участниками чемпионата RDRC и сегодня речь пойдет о классе FSL.
Андрей Кринкин,

Auto Club NHRA World Finals

Ну, и о финале!
Андрей Кринкин,

Toyota NHRA Nationals

Смена лидера в классе Funny Car и досрочный чемпион в Top Fuel. Предпоследний этап NHRA 2018 прошёл в Лас-Вегасе.
Андрей Кринкин,

NHRA 2018. Подводим итоги

Чем запомнился сезон-2018 северамериканской дрэговой серии?
Андрей Кринкин,

NHRA. Радиальный рекорд Кена Кватруччо

На World Cup Finals Кватруччо во время квалификации пролетел квотер за 5.88 @ 250 mph, а в первом же заезде на выбывание улучшил свое достижение до 5.86 @ 253 mph.
Андрей Кринкин,

NHRA. Количество этапов этапов для класса Pro Stock сократят до 16

Кузовной класс североамериканского чемпионата по дрэг-рейсингу отчаянно лихорадит. Боссы не очень понимают что делать с падающей популярностью.
Показать еще →