Чип-тюнинг как вариант работы с ЭБУ

Говоря о работе с ЭБУ, понятие «чип-тюнинг» стоит выделить отдельно.

В первом материале из цикла о настройке ДВС и о мощностных стендах, мы рассказали о вариантах ЭБУ, используемых при доработке автомобиля. Говоря о работе с ЭБУ, понятие «чип-тюнинг» стоит выделить отдельно, поэтому мы решили посвятить ему не пару строчек в статье, а целый материал.

Коротко говоря, чип-тюнинг — это модификация штатного блока управления двигателем. Изначально чип-тюнинг (chip tuning) представлял собой замену или перезапись чипа EPROM (erasable programmable read only memory), который находится непосредственно в электронном блоке управления двигателем, трансмиссией или другим агрегатом. То есть чип выпаивался из платы, в нем менялась программа и после этого производилась установка чипа обратно. Отсюда и появилось само название этого вида тюнинга. Но почему мы говорим о нем в прошедшем времени? Дело в том, что так процедура чип-тюнинга выглядела в 1980 — 1990-х годах.

Сегодня термин чип-тюнинг используют по инерции, для описания процедуры, при которой уже не происходит физическая замена микросхемы. Сейчас, как правило, флеш-память уже встроена в процессор. И на современных автомобилях, будь то Volkswagen Golf, Porsche, Bentley, Range Rover и др., можно произвести настройку на штатном блоке управления — естественно, при наличии нужного количества знаний. То есть, в принципе, все «упирается» в знания и опыт, потому что современный блок управления обладает широкими возможностями, а может ли ими воспользоваться программист и настройщик — это большой вопрос. Информацию в открытом виде производители не предоставляют ни за какие деньги, поэтому все зависит от того, смог ли конкретный специалист получить данные из каких-то своих источников, либо не смог…

Итак, современные блоки управления двигателем, в большинстве своем, могут быть перепрограммированы через диагностический разъем OBD или специальный инженерный разъем BDM. При этом существует множество параметров, которые могут быть изменены при чип-тюнинге и каждый из них влияет не только на мощность двигателя, но и на такие важные в современном мире показатели, как экономичность и экологичность.

Что нужно знать о чип-тюнинге

Наиболее важные настройки, которые оптимизируются при чип-тюнинге: управление зажиганием, управление впрыском топлива, управление давлением наддува. Это касается и бензиновых, и дизельных двигателей.

Лучше всего результат чип-тюнинга виден на турбомоторах. При этом поднятие давления наддува турбокомпрессора дает ощутимую прибавку мощности только в сочетании с правильной коррекцией опережения зажигания и впрыска топлива. Атмосферные двигатели получают значительный прирост мощности (более 15%) только если с завода мотор дефорсирован, либо в штатной программе имеются явные несоответствия. В остальных случаях можно рассчитывать только 8–10 % прироста лошадиных сил.

При условии стандартной эксплуатации и своевременного обслуживания, чип-тюнинг не влияет на ресурс двигателя. И, что самое приятное, новая программа управления не может быть обнаружена дилером при обслуживании и диагностике. Так что после чип-тюнинга гарантия на автомобиль полностью сохраняется.

Чип-тюнинг в «старом» виде

Если говорить о выпайке флеш-памяти, то, конечно, есть машины, к которым этот метод применим до сих пор. Например, Mitsubishi Pajero. Там флешка все также выпаивается, с нее считывается информация, модифицируется, записывается на новую флешку, и устанавливается на место. Такая процедура подразумевает использование штатного блока и перекалибровку штатной программы, то есть не нужно менять блок управления двигателем.


Программные средства для чип-тюнинга

Наиболее распространенный способ чип тюнинга — программный. Он представляет собой изменение программы в штатном блоке управления двигателем. Программирование можно выполнить через диагностический разъем OBD или, в случае невозможности диагностического доступа к программе управления, при прямом подключении к ЭБУ или непосредственно в флеш-память EPROM.


Чип-тюнинг коробки передач

Чип-тюнинг доступен для коробок передач DSG / АКПП / Вариатор и дает следующие возможности:
— реализация полной мощности двигателя на всех передачах без ограничения коробкой,
— более быстрое и четкое переключение между передачами за счет правильной синхронизации крутящего момента,
— снижение тепловой нагрузки на коробку за счет меньшего проскальзывания при переключениях,
— лучший отклик на газ за счет удержания оборотов в зоне оптимального крутящего момента,
для ежедневной езды — комфорт в пробках за счет меньшего количества ненужных переключений.

При чип-тюнинге коробки передач важно убедиться в том, что она находится в полностью рабочем состоянии и не требует ремонта. Прошивка не может корректировать ошибки в изначально неисправной коробке.

SMP RDRC. Команда Kiwamaru. Станислав Лунев и его Nissan Skyline GT-R

Сегодня мы представляем вашему вниманию интервью с руководителем команды Kiwamaru Sport Юрием Адамовичем и пилотом Станиславом Луневым, участниками класса FSB.
Андрей Кринкин,

NHRA 2018. Подводим итоги

Чем запомнился сезон-2018 северамериканской дрэговой серии?
Андрей Кринкин,

NHRA. Радиальный рекорд Кена Кватруччо

На World Cup Finals Кватруччо во время квалификации пролетел квотер за 5.88 @ 250 mph, а в первом же заезде на выбывание улучшил свое достижение до 5.86 @ 253 mph.

SMP RDRC. Алексей Криволапов и его Nissan Skyline

Представляем вашему вниманию интервью с Алексеем Криволаповым, абсолютным чемпионом Дрэг-Битвы 2007, вице-чемпионом RDRC в классе AWD (FSB) 2017.
Андрей Кринкин,

100-я победа Дэвида Ремпи

Клуб «100 побед» NHRA пополнился
Андрей Кринкин,

NHRA. Ford готовит новый кузов для чемпионата 2019 года

Над проектом работают инженеры которые готовили автомобиль для гонки «24 часа Ле-Мана»

SMP RDRC. Евгений Юмаев и его Audi

Мы продолжаем знакомить вас с участниками чемпионата RDRC и сегодня речь пойдет о классе FSL.
Андрей Кринкин,

Auto Club NHRA World Finals

Ну, и о финале!
Андрей Кринкин,

Toyota NHRA Nationals

Смена лидера в классе Funny Car и досрочный чемпион в Top Fuel. Предпоследний этап NHRA 2018 прошёл в Лас-Вегасе.
Показать еще →