Легендарные дрэгстеры. Army Monza

История самого эффективного дрэгстера NHRA.

Одним из основных показателей в любой спортивной дисциплине, так или иначе связанной с техникой, будь то академическая гребля или гонки на газонокосилках, является эффективность, скажем так, инвентаря. А в заездах на квотер?

В заездах на квотер, где победу от поражения отделяют сотые, а подчас и тысячные доли секунды, техническая составляющая становится одним из основных параметров, потому что времени на применение командной стратегии и исправление ошибок пилота здесь просто нет. И если под эффективностью дрэгстера понимать соотношение количества гонок, в которых тот принимал участие, и количество побед, то эффективнее Army Monza за всю историю мирового дрэг-рейсинга не было просто ничего. Благодаря ей Дон Прюдомм дважды стал чемпионом NHRA Winston Championship, одержав 13 побед на 16 этапах.

В 1974 году, Прюдомм заручился поддержкой, пожалуй, самого богатого спонсора в американском автоспорте — U.S. Army. Средств хватало на любые эксперименты, а доступ к лучшим комплектующим был безграничным. Дон окружил себя воистину гениальными специалистами во всех областях, чтобы создать самый ультимативный Funny Car своего времени. Задача была не из простых, но все средства для ее решения были в активе легендарного пилота.

При создании Army Monza был использован весь накопленный годами опыт строительства Funny Car дрэгстеров. В базу легло шасси, спроектированное Джоном Баттерой (John Buttera) и другим известнейшим механиком Пэтом Фостером (Pat Foster). Все сварочные работы выполнил специалист с самой за себя говорящей кличкой «Art of Welder». На выходе получилось самое легкое из созданных когда-либо до этого шасси, обладающее запредельной жесткостью. Эд Пинк (Ed Pink) на базе алюминиевого блока Keith Black Racing Engines построил невероятно мощный двигатель, который поглощал нитрометан с такой скоростью, что стандартного топливного бака уже не хватало для удовлетворения его зверского аппетита. Исполинский крутящий момент многолитрового мотора передавался на задние колеса через двухступенчатую планетарную коробку передач Lenco. Передняя подвеска отсутствовала как класс в принципе, а сзади была реализована схема 4-link.



Очертания Chevrolet Monza были выбраны для разработки нового кузова из соображений аэродинамики, силуэт Army Monza получился более приземистым и обтекаемым, нежели все, что появлялось на стрипах Америки до этого. Размеры заднего спойлера были гораздо больше привычных, обе его части имели удлинители, которые позволили добиться идеального баланса между прижимной силой и сопротивлением набегающих потоков воздуха. Джим Хьюм (Jim Hume) из H&H Racecraft был ответственным за оборудование кокпита, и люди которым довелось увидеть Army Monza живьем, говорят, что это выдающийся образец работы с металлом, выполненной с хирургической точностью и небывалой аккуратностью.

Впервые Army Monza появилась на 1975 NHRA Winternationals. И уже в самом первом заезде против Ford Mustang Билли Мейера (Billy Meyer) она произвела настоящий фурор. Никто, включая самого Мейера, так и не понял, что случилось на стартовой линии, потому что после того, как зеленый фонарь вспыхнул на «елке», болид Прюдомма как будто растворился в облаке пыли. Ни зрители, ни конкуренты тогда даже не представляли, что только что они лицезрели первый старт лучшего болида в истории Funny Car. В течение последующих двух сезонов Дон за рулем Monza проиграл лишь трижды. Никто ни на одном дрэгстере даже близко не мог похвастаться подобными достижениями. Ни до, ни после.

Army Monza, построенная для побед, не просто побеждала. Она доминировала над всеми с огромным отрывом в спорте, где очень тяжело доминировать. Болиды Funny Car во все времена считались одними из самых сложных в пилотировании и, соответственно, одними из самых проблемных в настройке.

Сам Прюдомм одним из основных факторов, приносящих одну победу за другой, называет сцепление, которое он настраивал лично перед каждой гонкой. Его скрупулезный подход позволял передать на слики ровно столько момента, сколько те могли переварить, не сорвавшись в пробуксовку.

Эту тонкую грань Прюдомм чувствовал как никто другой и выжимал из дрэгстера максимум, в то время как большинство механиков и пилотов предпочитали перестраховаться, жертвуя мощностью в пользу зацепа.

По окончании сезона 1976 года, основатель NHRA Уолли Паркс (Wally Parks) предложил Дону продать Army Monza в частную коллекцию Уильяма Харры (William Harrah), который был готов заплатить за легендарный болид любую цену.

За несколько месяцев до этого, Прюдомм влюбился в автомобили Ferrari во время вояжа в Европу.

Харра, будучи импортером итальянской марки в северную Америку, предложил двукратному (на тот момент) чемпиону Ferrari 308GTB, и Дон согласился.

Позднее он скажет: «Это была худшая сделка в моей жизни. Monza всегда была для меня лучшей. Она была фантастической в каждой детали. Я реально был влюблен в эту машину».



Сейчас увидеть легенду семидесятых можно в Национальном автомобильном музее в Неваде, Army Monza — единственный болид Прюдомма, которого нет в его личной коллекции. Музей выставил дрэгстер на премьере фильма «Snake & Mongoose» в 2013 году, где пожилой гонщик не смог сдержать в себе сентиментальные настроения и поцеловал свой бывший болид в крышу.

SMP RDRC. Роман Нагервадзе и его Nissan Skyline GT-R

Сегодня мы представляем вашему вниманию интервью с легендой отечественно дрэг-рейсинга, абсолютным победителем Дрэг-Битвы в 2005 и 2006 годах, участником RDRC класса FSB Романом Нагервадзе.

SMP RDRC. Мустафа Муртазаев и его ВАЗ-2108

Сегодня мы представляем вашему вниманию интервью с участником класса FSA Мустафой Муртазаевым.

SMP RDRC. Евгений Юмаев и его Audi

Мы продолжаем знакомить вас с участниками чемпионата RDRC и сегодня речь пойдет о классе FSL.

SMP RDRC. Магомедсалим Байрамбеков и его Honda Civic

Сегодня мы представляем вашему вниманию интервью с пилотом класса FSA Магомедсалимом Байрамбековым.

SMP RDRC. Команда Kiwamaru. Станислав Лунев и его Nissan Skyline GT-R

Сегодня мы представляем вашему вниманию интервью с руководителем команды Kiwamaru Sport Юрием Адамовичем и пилотом Станиславом Луневым, участниками класса FSB.
Андрей Кринкин,

NHRA 2018. Подводим итоги

Чем запомнился сезон-2018 северамериканской дрэговой серии?

SMP RDRC. Команда Full Power Motors. Сергей Старшинов и его Mitsubishi Eclipse

Сегодня мы представляем вашему вниманию интервью с пилотом и представителем команды Full Power Motors Сергеем Старшиновым, участником класса FWD.

SMP RDRC. Алексей Криволапов и его Nissan Skyline

Представляем вашему вниманию интервью с Алексеем Криволаповым, абсолютным чемпионом Дрэг-Битвы 2007, вице-чемпионом RDRC в классе AWD (FSB) 2017.
Андрей Кринкин,

100-я победа Дэвида Ремпи

Клуб «100 побед» NHRA пополнился
Показать еще →