За неимением льда гоняем по грязи

Какая самая зрелищная дисциплина автогонок в Южном Полушарии? Вы будете удивлены ответом. И это не дрифт, нет. И даже не Формула 1, хотя, на тот единственный в году этап, что проходит в Мельбурне, слетается, наверное, все Южное Полушарие, включая республику Тонго и Папуа с Новой Гвинеей. Самая зрелищная дисциплина — это Спидвэй. Для российских читателей термин спидвей четко ассоциируется с мотогонками по ледовому кольцевому треку. Но, мы сейчас о Новой Зеландии. А здесь все немного иначе.

Какая самая зрелищная дисциплина автогонок в Южном Полушарии? Вы будете удивлены ответом. И это не дрифт, нет. И даже не Формула 1, хотя, на тот единственный в году этап, что проходит в Мельбурне, слетается, наверное, все Южное Полушарие, включая республику Тонго и Папуа с Новой Гвинеей. Самая зрелищная дисциплина — это Спидвэй. Для российских читателей термин спидвей четко ассоциируется с мотогонками по ледовому кольцевому треку. Но, мы сейчас о Новой Зеландии. А здесь все немного иначе.

Из первого ряда

Казалось бы, что заставляет тысячи людей тянуться заранее, длинными очередями, в сторону кольца грязи? Уже за час до ивента, обычно вся парковочная площадь и весь окружающий район заставлены машинами зрителей. Они паркуются везде, чуть ли ни на капотах друг у друга. Достают теплые пледы, стульчики, большие коробки с едой и напитками, собирают всю семью и спешат занять самые удачные места. Не с точки зрения лучшего обзора, хотя и это тоже, а, скорее, чтобы не получить куском грязи в лицо. Я, когда собиралась в первый раз приехать полюбопытствовать, что это такое авто-спидвей, поинтересовалась у местных друзей о правилах для зрителя. И знаете, что они ответили? Не стой там, где никто не стоит. Бери очки и не надевай белую одежду. Как я была благодарна потом за этот ценный совет.


Представьте себе, около десяти подобий машин, состоящих полностью из пространственной рамы, с громадными антикрыльями, на разных по размеру широких задних колесах, пускают в букс по грязи все свои 500, а то и 800 лошадиных сил. Ты стоишь в повороте, за толстой сеткой, отгороженный от происходящего бетонными блоками. Тут, внезапно, в стену, как раз напротив тебя, влетает один из несущихся снарядов. Не просто влетает, его туда впечатывают соседи по потоку, так сказать. С искрами и грохотом. Ты на мгновение видишь его гладкое днище, так как «снаряд» уже долетел до уровня сетки, перепрыгнув бетонный блок. Ну и, в завершении этого короткого, но яркого номера, тебя забрасывает липкой грязью с ног до головы. Ты хватаешь воздух, разлепляешь глаза и видишь перед собой такого же, по уши в грязи, гоночного маршалла. Перекрикивая рев моторов, орешь ему «Это нормально? Вот то, что сейчас было, ты это видел? Это нормально?» И он хохочет, как безумец, и орет тебе в ответ «Конечно! Это же спидвэй!».

Классы

Увидев это однажды, ты хочешь приезжать на спидвэй снова и снова. Быть ближе к его культуре и понять, как это работает. Автоспидвей делится на два больших класса. С открытыми колесами и закрытыми колесами.

Открытые колеса.

Здесь все начинается с класса Kiwi Kids. Детский класс, участникам от 8 до 16 лет. Миджеты на пространственной раме, весом около 160 килограммов. Снабжаются мотоциклетным одноцилиндровым мотором от Honda, объемом 200 куб.см.

TQ Midgets. Ступень перед наиболее мощными последующими классами с открытыми колесами. Большинство драйверов топ-классов пришли из TQ. Они выполнены в пропорции 3/4 и оснащены мотоциклетными моторами, мощностью около 200 лошадиных сил. Разрешено только переднее расположение мотора. Обойдется такая машина в 25 000 новозеландских долларов.

Midgets. Это уже серьезный класс и бюджет затеи обычно колеблется от 50 до 75 тысяч NZD. Снабжаются 4-цилиндровыми моторами, преимущественно, от японских машин и доводятся до мощности в районе 350 лошадиных сил.

Sprintcars это вершина семейства openwheeler'ов. Все они импортированы из США. Там их производство поставлено на поток, тем более, что оснащены спринткары американскими V8ми, объемом 6770 см.куб, мощностью до 800 лошадиных сил. И дешевле и надежнее везти такую машину из Штатов, как все и делают. Купить такую машину можно за 50–70 тысяч новозеландских долларов и, как и в случае со всеми классами, половина бюджета тратится на сезон в гонке. Sprintcars это быстрейший класс и рекорд круга обычно держит один из их представителей.

Закрытые колеса.

Этот большой класс включает в себя подклассы Stock и Superstock. Основное отличие от openwheeler'ов в том, что здесь разрешены контакты. Они все оснащены различными защитами от нападения и «оружием» — тяжелыми металлическими балками впереди, чтобы, в свою очередь, пользуясь случаем, нанести сопернику сокрушительный удар в слабое место. Это — гонка на выживание. Обычно в команде четыре машины и на арене разворачивается тактическая война, которую можно сравнить с игрой в шахматы. Мат — это когда все дружно забивают сильную машину команды соперника и выводят в призы одну из своих единиц боевой теники. Забивают — это в прямом смысле слова. Иногда видишь, как одна из машин несется по треку, где-то совершает ошибку и на нее просто набрасываются конкуренты. Пленных не берут. Все заканчивается тогда, когда техника разрушена. Это очень жестокий спорт и здесь частенько контактная борьба заканчивается травмами.

Stock базируется на 6ти цилиндровых моторах от Ford Falcon и Holden Commodore. Как и во многих зеландских сериях, два местных производителя сражаются между собой.

Superstock оснащены моторами VH41DE от Infinity Q45 или 1-UZ FE, мощность в районе 480 лошадиных сил. Бюджет одного сезона в Спидвее за рулем Superstock'a составит 250 000 местных долларов. Не самое дешевое хобби, впрочем, как и любой автоспорт.

Перед гонкой, командные машины совершают несколько ознакомительных кругов по трассе, после которых у команд есть три минуты на то, чтобы подстроить подвеску. Обычно это ограничивается регулировкой стоек. И, затем, десять-двадцать кругов чистого драйва.

Как покататься?

Несмотря на дороговизну, Спидвэй очень популярен в Новой Зеландии. По всей стране насеяно около двадцати спидвеев, что очень много для такой маленькой территории. Заявиться в Спидвэй может любой человек, если его машина отвечает техническому регламенту, каких-то супер лицензий для этого не нужно. На крайний случай, всегда можно взять миджет напрокат, это будет стоить всего 250 долларов, а он, поверьте, этого стоит. А, ну и разумеется, сперва нужно приехать в Новую Зеландию.

Седьмое чувство

Невозможно рассказывать про такой автомобиль как Urus сухо и без эмоций.

SMP RDRC. Артем Демихов и его ВАЗ-2108

Герой нашего сегодняшнего рассказа и его болид занимают пятое место в рейтинге самых быстрых переднеприводных автомобилей СНГ. Это Артем Демихов и его ВАЗ-2108.
Андрей Кринкин,

NHRA. Джон Форс — доктор юриспруденции!

Джон Форс является, возможно, самым титулованным персонажем не только в дрэг-рейсинге, но и во всем мировом автоспорте в принципе.
Андрей Кринкин,

Lucas Oil NHRA Winternationals

Фанаты скорости по всему миру ждали начала самого масштабного чемпионата по дрэг-рейсингу, и, естественно, ждали того, что первый этап будет ярким и насыщенным на события.

Кто ты, Mercedes GLA 45 AMG

Чисто внешне он очень прикольный. Знаете, бывают вещи, которые сразу создают хорошее настроение и вызывают улыбку? Доставшийся мне на тест Mercedes GLA 45 AMG был именно таким.
Ксения Турок,

«Дакар-2018»: из песков — в горы

Вчера на «Дакаре» был день отдыха в столице Боливии Ла-Пас. Участники переводят дух после песков Перу и проходили акклиматизацию. Впереди еще более 5000 километров.
Андрей Кринкин,

NHRA 2018. Все 24 этапа пройдут по расписанию

Ключевой этап серии Summernationals будет заменен на Virginia Nationals и пройдет на Virginia Motorsports Park (VMP) в Ричмонде.
Андрей Кринкин,

NHRA. Дрэг-стрип в Инглиштауне закрывается

18 января стало известно, что одна из самых старых и, безусловно, легендарных американских дрэговых трасс Old Bridge Township Raceway Park в Инглиштауне прекращает функционировать.

9 знаменитых гоночных Porsche, которые мне посчастливилось пощупать

Незадолго до Нового года я обещала своим читателям рассказать о тех нескольких исторических гоночных Porsche, которые я видела своими глазам вживую — и не в музее, а на автодроме и в деле.
Показать еще →