За неимением льда гоняем по грязи

Какая самая зрелищная дисциплина автогонок в Южном Полушарии? Вы будете удивлены ответом. И это не дрифт, нет. И даже не Формула 1, хотя, на тот единственный в году этап, что проходит в Мельбурне, слетается, наверное, все Южное Полушарие, включая республику Тонго и Папуа с Новой Гвинеей. Самая зрелищная дисциплина — это Спидвэй. Для российских читателей термин спидвей четко ассоциируется с мотогонками по ледовому кольцевому треку. Но, мы сейчас о Новой Зеландии. А здесь все немного иначе.

Какая самая зрелищная дисциплина автогонок в Южном Полушарии? Вы будете удивлены ответом. И это не дрифт, нет. И даже не Формула 1, хотя, на тот единственный в году этап, что проходит в Мельбурне, слетается, наверное, все Южное Полушарие, включая республику Тонго и Папуа с Новой Гвинеей. Самая зрелищная дисциплина — это Спидвэй. Для российских читателей термин спидвей четко ассоциируется с мотогонками по ледовому кольцевому треку. Но, мы сейчас о Новой Зеландии. А здесь все немного иначе.

Из первого ряда

Казалось бы, что заставляет тысячи людей тянуться заранее, длинными очередями, в сторону кольца грязи? Уже за час до ивента, обычно вся парковочная площадь и весь окружающий район заставлены машинами зрителей. Они паркуются везде, чуть ли ни на капотах друг у друга. Достают теплые пледы, стульчики, большие коробки с едой и напитками, собирают всю семью и спешат занять самые удачные места. Не с точки зрения лучшего обзора, хотя и это тоже, а, скорее, чтобы не получить куском грязи в лицо. Я, когда собиралась в первый раз приехать полюбопытствовать, что это такое авто-спидвей, поинтересовалась у местных друзей о правилах для зрителя. И знаете, что они ответили? Не стой там, где никто не стоит. Бери очки и не надевай белую одежду. Как я была благодарна потом за этот ценный совет.


Представьте себе, около десяти подобий машин, состоящих полностью из пространственной рамы, с громадными антикрыльями, на разных по размеру широких задних колесах, пускают в букс по грязи все свои 500, а то и 800 лошадиных сил. Ты стоишь в повороте, за толстой сеткой, отгороженный от происходящего бетонными блоками. Тут, внезапно, в стену, как раз напротив тебя, влетает один из несущихся снарядов. Не просто влетает, его туда впечатывают соседи по потоку, так сказать. С искрами и грохотом. Ты на мгновение видишь его гладкое днище, так как «снаряд» уже долетел до уровня сетки, перепрыгнув бетонный блок. Ну и, в завершении этого короткого, но яркого номера, тебя забрасывает липкой грязью с ног до головы. Ты хватаешь воздух, разлепляешь глаза и видишь перед собой такого же, по уши в грязи, гоночного маршалла. Перекрикивая рев моторов, орешь ему «Это нормально? Вот то, что сейчас было, ты это видел? Это нормально?» И он хохочет, как безумец, и орет тебе в ответ «Конечно! Это же спидвэй!».

Классы

Увидев это однажды, ты хочешь приезжать на спидвэй снова и снова. Быть ближе к его культуре и понять, как это работает. Автоспидвей делится на два больших класса. С открытыми колесами и закрытыми колесами.

Открытые колеса.

Здесь все начинается с класса Kiwi Kids. Детский класс, участникам от 8 до 16 лет. Миджеты на пространственной раме, весом около 160 килограммов. Снабжаются мотоциклетным одноцилиндровым мотором от Honda, объемом 200 куб.см.

TQ Midgets. Ступень перед наиболее мощными последующими классами с открытыми колесами. Большинство драйверов топ-классов пришли из TQ. Они выполнены в пропорции 3/4 и оснащены мотоциклетными моторами, мощностью около 200 лошадиных сил. Разрешено только переднее расположение мотора. Обойдется такая машина в 25 000 новозеландских долларов.

Midgets. Это уже серьезный класс и бюджет затеи обычно колеблется от 50 до 75 тысяч NZD. Снабжаются 4-цилиндровыми моторами, преимущественно, от японских машин и доводятся до мощности в районе 350 лошадиных сил.

Sprintcars это вершина семейства openwheeler'ов. Все они импортированы из США. Там их производство поставлено на поток, тем более, что оснащены спринткары американскими V8ми, объемом 6770 см.куб, мощностью до 800 лошадиных сил. И дешевле и надежнее везти такую машину из Штатов, как все и делают. Купить такую машину можно за 50–70 тысяч новозеландских долларов и, как и в случае со всеми классами, половина бюджета тратится на сезон в гонке. Sprintcars это быстрейший класс и рекорд круга обычно держит один из их представителей.

Закрытые колеса.

Этот большой класс включает в себя подклассы Stock и Superstock. Основное отличие от openwheeler'ов в том, что здесь разрешены контакты. Они все оснащены различными защитами от нападения и «оружием» — тяжелыми металлическими балками впереди, чтобы, в свою очередь, пользуясь случаем, нанести сопернику сокрушительный удар в слабое место. Это — гонка на выживание. Обычно в команде четыре машины и на арене разворачивается тактическая война, которую можно сравнить с игрой в шахматы. Мат — это когда все дружно забивают сильную машину команды соперника и выводят в призы одну из своих единиц боевой теники. Забивают — это в прямом смысле слова. Иногда видишь, как одна из машин несется по треку, где-то совершает ошибку и на нее просто набрасываются конкуренты. Пленных не берут. Все заканчивается тогда, когда техника разрушена. Это очень жестокий спорт и здесь частенько контактная борьба заканчивается травмами.

Stock базируется на 6ти цилиндровых моторах от Ford Falcon и Holden Commodore. Как и во многих зеландских сериях, два местных производителя сражаются между собой.

Superstock оснащены моторами VH41DE от Infinity Q45 или 1-UZ FE, мощность в районе 480 лошадиных сил. Бюджет одного сезона в Спидвее за рулем Superstock'a составит 250 000 местных долларов. Не самое дешевое хобби, впрочем, как и любой автоспорт.

Перед гонкой, командные машины совершают несколько ознакомительных кругов по трассе, после которых у команд есть три минуты на то, чтобы подстроить подвеску. Обычно это ограничивается регулировкой стоек. И, затем, десять-двадцать кругов чистого драйва.

Как покататься?

Несмотря на дороговизну, Спидвэй очень популярен в Новой Зеландии. По всей стране насеяно около двадцати спидвеев, что очень много для такой маленькой территории. Заявиться в Спидвэй может любой человек, если его машина отвечает техническому регламенту, каких-то супер лицензий для этого не нужно. На крайний случай, всегда можно взять миджет напрокат, это будет стоить всего 250 долларов, а он, поверьте, этого стоит. А, ну и разумеется, сперва нужно приехать в Новую Зеландию.

Восстание машин

Еще совсем недавно защита от цифровых угроз или кибербезопасность были уделом гиков и особо приближенных к компьютерному миру. И вот настал момент, когда это стало заботой не просто каждого пользователя гаджетами, а рядового автолюбителя.

Темная лошадка со звездным статусом

Есть вещи, прекрасные в своей несуразности.
Ксения Турок,

MAXPOWERCARS: ICE, ICE, BABY!

В прошлый уикенд на «Нижегородском кольце» прошел 4-й этап любительского чемпионата по тайм-аттак MaxPowerCars. Помог ли ледяной бензин накалить градус борьбы на треке?

Бонни. Самый быстрый М-72

19 августа на телеканале Discovery Channel состоится премьера фильма «Бонни. Русский рекорд на Соляном озере», — проекте мастерской “Fine Custom Mechanics”, созданном при поддержке холдинга Russian Racing Group и команды УГМК Моторспорт.

Формула 1. Главные конфликты первой половины сезона

В Формуле 1 далеко не все спокойно: соперничество на трассе часто выливается в конфликты вне ее, а личные особенности общения пилотов находят выражение в стычках на трассе.
Андрей Кринкин,

Мастер рекордов. Инженер NHRA Джимми Прок

Новый рекорд NHRA силами инженера Джимми Прока.

Стартовал Lexus Design Award 2018 Russia Top Choice

На днях Lexus объявили о начале приема заявок на второе издание конкурса Lexus Design Award 2018 Russia Top Choice, главным призом в котором станет поездка на неделю дизайна в Милан.

SMP RDRC. Владимир Третьяк и его ВАЗ-2108 MaxMotors Team

ВАЗовский монстр Владимира Третьяка всегда вызывает интерес зрителей на соревнованиях. И хотя от «Жигулей» там уже одно название, все равно, свое, родное притягивает. Как строился монстр расскажет сам его автор и пилот.

Колонка Гурама Инцкирвели. История первого «корчестроительства». Часть 2

Продолжу рассказ про то, как мне жизнь слишком простой показалась и я полез в корчевание своего Mercedes.
Показать еще →