К открытию ADM Raceway в Мячково: вся история автодрома

Автодром ADM Raceway, который все на самом деле привыкли называть «Мячково», знают в России большинство тех людей, кто любит автомобили и автоспорт.

Когда я думаю про этот автодром, я воспринимаю его как основу основ того, что называется современным российским автоспортом. История его, пожалуй, не может сравниться по своей продолжительности с историей гоночных трасс, которые строились еще в Советском Союзе, но тем не менее насчитывает уже почти 20 лет, а для нового поколения спортсменов ADM Raceway и вовсе стал Alma Mater автоспорта.

«Мячково-1»

Изначально «Мячково» был аэродромом для малой и средней авиации, но в начале 2002 года часть его территории отдали под гоночную трассу, в мае началось строительство, а в июне 2002 года здесь уже впервые провели гонки.


Идея организовать гоночную трассу на месте аэродрома пришла в голову Владимиру Юрьевичу Цельмину, ныне исполнительному директору Федерации автоспорта Московской области. Он сумел договориться с руководством аэродрома, что его часть можно будет превратить в гоночное кольцо для проведения соревнований. В те времена кроме «Невского кольца» в Санкт-Петербурге, построенного вокруг стадиона им Кирова, никаких других стационарных автоспортивных объектов в России не было, и новая трасса была нужна как воздух. Цельмин получил разрешение на строительство от Министерства транспорта и привлек к участию в проекте Игоря Васильевича Коновалова, ныне судью всероссийской категории и председателя комитета по трековым и ледовым гонкам.


Владимир Цельмин вспоминает, как они тогда в резиновых сапогах исследовали аэродром, проходя по рулежным дорожкам, взлетно-посадочной полосе и вертолетным площадкам, решая, где будет оптимально построить смычки, чтобы создать интересную конфигурацию.


Аэродром и прилегающее здание находились в состоянии полной разрухи, и помимо укладки нового асфальта требовалось осушить территорию и построить дренаж.


Министерство приняло решение нас поддержать, но мы должны были восстановить аэродром. Они же оказали нам содействие в асфальтировании, в строительстве рулежных дорожек, но уже не просто прямых под авиацию, а извилистых под конфигурацию для автогонок. Именно тогда и родилась реальная трасса.
Владимир Цельмин


В итоге при содействии того же Министерства транспорта, с помощью «Ногинского Автодора» и средств, предоставленных руководителями нескольких заинтересованных гоночных серий (Юрий Ким, «Формула Русь»; Андрей Артюшин, «Кубок Honda Civic»; Сергей Крылов, «Кубок Polo»), трасса была создана за два месяца, и уже в июне 2002 года состоялись первые соревнования.


Конечно, никакой инфраструктуры там и в помине не было, все проходило фактически в чистом поле, а на время соревнований возводились трибуны, которые затем приходилось разбирать.


После реконструкции ВПП и рулежных дорожек аэродром получил лицензию на полеты, а руководство автодрома, куда вошли Цельмин и Коновалов, смогли проводить соревнования.


Мы брали деньги от серий авансом и потом отрабатывали в течение года, так что успели реализовать проект быстро и уже к лету стали проводить гонки. У аэродрома было четыре вертолетные площадки, через которые мы проложили змейку; она в итоге оказалась самым интересным отрезком конфигурации, всем нравилась, особенно мотогонам. В дело пошли все возможности, мы использовали под трассу даже стояночные перроны.
Игорь Коновалов


В 2002 году для проведения мероприятий руководство автодрома приглашало специалистов из РАФ, но с 2003 года эту задачу взял на себя Игорь Коновалов, который стал руководителем гонок в Мячково.


В течение сезона мы проводили по пять-шесть крупных мероприятий, на которые собирали трибуны и возводили шатры. Помимо чемпионата по кольцевым гонкам у нас проходили и другие соревнования. Приезжала серия VW Polo Сергея Крылова и «Формула Русь» Юрия Кима, которая, кстати, использовала в те времена Мячково как базу. Юрий Ким ставил здесь машины, тренировался, проводил у нас официальные тесты и соревнования. У нас тогда был скользящий график с авиаторами — по три-четыре дня — то мы катались, то они летали. И мы отлично с ними уживались и не мешали друг другу.
Владимир Цельмин


В те годы помимо соревнований на трассе проводили и испытания автомобилей, и совместные показательные праздники с авиацией, и выставки.



Было много всего любопытного — в перерыве между заездами сажали самолеты, порой случались даже аварийные посадки, когда заезд прерывали на середине…


В 2005 году к руководству аэродромом пришли новые лица и заключили новый договор на управление автодромом уже с другими людьми: Шотой Абхазава и Юрием Кимом. В это же время из-за ряда нарушений и аварий деятельность аэродрома была приостановлена и для развития автодрома открылись новые возможности.


«Мячково-2»

В конце 2005 года началась первая реконструкция трассы. Идея проекта и ее воплощение принадлежали конструкторскому бюро ArtLine Engineering, принадлежащему также Шоте Абхазава. (Из-за изменений требований по авиационной безопасности была экстренно начата реконструкция. Цель — обеспечить в 2006 году проведение соревнований по кольцевым гонкам. Осенью 2005 года была заложена основа трассы, а в 2006 году положили два слоя асфальта, поребрики, обустроили зоны вылета).


Именно тогда автодром оброс различными постройками и дополнительной инфраструктурой.


Был построен трехэтажный пит-билдинг, который просуществовал в своем неизменном варианте вплоть до новейшей реконструкции, боксы, над которыми располагалась площадка с трибунами, рейс-контроль и несколько помещений на втором этаже, которые использовались и как вип-залы и помещения для проведения инструктажа или семинаров.


Параллельно достроили и изменили конфигурацию трассы, теперь она была 3275 м и включала 17 поворотов.


И в этом же 2006 году из-за строительства на месте стадиона Кирова футбольного стадиона было закрыто «Невское кольцо», старейшая российская трасса, построенная еще в 1958 году. К тому же и в Тольятти перестали проводить гонки. Таким образом автодром в Мячково остался единственной на всю страну профессиональной кольцевой стационарной трассой.


Понятно, что теперь на «Мячково», которое стало называться «автодром ADM Raceway», пришлась львиная доля проведения всех кольцевых серий и чемпионатов: RTCC, Формула 1600, Формула 3, «Формула Русь», Lada Revolution, кузовные чемпионаты и многие другие отдельные этапы или соревнования.


Да, какая-то часть проводилась на трассах в других городах, в том числе в Москве на Воробьевых горах и Лужниках.


Но другого кольцевого автодрома в России больше не осталось.


В 2007 году подоспела помощь: в Красноярске благодаря частному инвестору Илье Лыкову построили гоночную трассу «Красное Кольцо». Но трасса была совсем короткой и главное — слишком удаленной.


По словам Шоты Абхазава, Мячково в 2006 строили быстро, старались выполнить главную техническую задачу: это должна была быть хорошая трасса не только для проведения соревнований, но и для подготовки молодых спортсменов, удобная, современная и безопасная.


Теперь постепенно возобновляемые полеты на самолетах и спортсмены на гоночных автомобилях уже не мешали друг другу. ADM Raceway получил отдельную закрытую территорию, а гоночное полотно никак не пересекалось со взлетно-посадочной полосой аэродрома.


Коричневое — конфигурация до 2006 года, красное — после.


Автодром прошел инспекцию Международной автомобильной федерации (FIA), был признан соответствующим определенным нормам, и на нем было даже разрешено проводить международные соревнования. Их было немного, но они все же были, например, Formula 3 северо-европейской зоны. Здесь же впервые начали проводить любительские трек-дни и любительские соревнования Open Race и Max Power Cars, которые пользовались бешеной популярностью среди непрофессиональных пилотов.


Автодром в Мячково стал любимой и домашней трассой для многих спортсменов и оставался единственным автодромом в центральной части России на протяжении четырех лет, пока в 2010 году в эксплуатацию не ввели «Смоленское кольцо», которое помогло разгрузить «Мячково».

«Мячково-3»

В своей новой конфигурации автодром проработал целых десять лет, пока не был закрыт на глобальную реконструкцию в 2016 году — опять же по проекту бюро ArtLine Engineering. Теперь трасса имеет более 20 возможных вариантов конфигурации и 14 поворотов.


Сначала открытие планировалось в 2017-м, и обновленный автодром даже попал в предварительные календари соревнований, но затем стало понятно, что реконструкцию не удастся завершить указанные сроки, и администрация автодрома приняла решение перенести официальную презентацию на следующий сезон.

И вот долгожданный миг практически настал. 1 июля 2018 года состоится официальное открытие автодрома ADM Raceway, в рамках которого пройдет одноэтапное соревнование «Трофей SMP Racing» по кольцевым гонкам со статусом Кубка Московской области. В преддверии этого события мы встретились с Шотой Абхазава, чтобы узнать, что уже сделано и что еще только предстоит.


Шота Абхазава

— Шота, открытие трассы 1 июля означает, что на данный момент все основные работы уже закончены?

— Я вас, возможно, удивлю, но — нет. Автомобильный кластер мы планируем полностью завершить в 2019 году — будут достроены площадки контраварийного вождения, полноценный полигон с водными препятствиями, площадками скольжения и пр. В 2020-м мы рассчитываем запустить рекреационный кластер, когда будут построены отели и коттеджи. А в 2021 году закончится строительство и авиационного кластера, полноценного порта для малой и средней авиации общего назначения. Нам подтвердили возможность эксплуатации на нашем аэродроме самолетов вместимостью до 22 посадочных мест и максимальной массой до 25 тонн.

— Что же вы покажете посетителям 1 июля?

— На сегодняшний день полностью достроена трасса: построены все конфигурации и многочисленные срезки; доделаны боксы, все вип-зоны, шоу-рум, переделан рейс-контроль.


Прямо сейчас идет установка недостающих поребриков и корректировка по зонам вылета. К середине июня все работы будут полностью завершены и автодром передадут в эксплуатацию. Все трибуны уже закуплены, идет монтаж, который будет завершен в течение двух-трех недель. Трибуны на 5000 посадочных мест. будут больше напоминать огромную арену, похожую на Колизей. Вместе с трибунами на пит-билдинге получается 7500 посадочных мест.


На будущее у нас предусмотрена конструкция специальных козырьков над трибунами, которые будут защищать зрителей от дождя и, главное, солнца.


Вообще трибуны — это наша отдельная гордость. Мы организовали их в районе той части трассы, которую называли «дорогой домой» с помощью расположенных там грузовых контейнеров. Таким образом получился специальный проект: огромная, вытянутая в длину трибунная зона из шести рядов сидений.

Еще одно из обновлений, которым мы по-настоящему гордимся, это поребрики, сделанные по совершенно новой технологии. Вы знаете, что мы и раньше меняли направление заездов, но тогда все же поребрики были направленными и довольно «злыми», сейчас же это конструкция, одинаково удобная в обоих направлениях. Поребрики согласованы и приняты в эксплуатацию Международной автомобильной федерацией.


Дополнительно мы заасфальтировали большинство зон вылета, появились у нас и другие конструкции: из-за новых требований со стороны FIA мы были вынуждены установить большое количество бетонных разделительных ограждений внутри трассы.


Не забыли мы и про фотографов и операторов. На трассе появились специальные точки с для теле- и фотосъемки, в том числе семь телевышек плюс три специальных больших острова, также для нужд фотографов.


Что касается гостиничного фонда, то у нас будет две гостиницы. Первую, уже существующую, реконструируют и увеличат в размерах (12 номеров вместо восьми). Вторая гостиница — на 42 номера — появится на месте двухэтажного здания, которое стоит напротив пит-билдинга. Кроме того, предполагается еще 20 коттеджей разной вместимости (от четырех до 16 человек, от двух до восьми спален).

— Какие конфигурации предусмотрены у вас на трассе и какие соревнования можно будет проводить?

— Мы получили от FIA допуск Grade 4. Это значит, что мы можем проводить международные формульные гонки до Formula 4 включительно, кузова, включая GT4 и прототипы до LMP3.


После реконструкции у нас появилось в совокупности более 20 конфигураций. Основная конфигурация, омологированная ФИА, существенно изменилась и стала более скоростной. Ее также можно использовать как по часовой стрелке, так и против.


Дрэг-рэйсинга у нас не будет, но будет несколько дрифтовых конфигураций, и самая длинная — более километра, обещаю, это будет нечто уникальное. Даже именитые спортсмены и то не все смогли безукоризненно проехать эту трассу.


Отдельно у нас будет работать офф-роад участок, где все желающие, в том числе на своих машинах, смогут проехать как лично, так и вместе с тренером или инструктором. Внедорожных соревнований мы не планируем, зато у нас в планах есть трасса для ралли-кросса, которая будет задействовать часть основной конфигурации.

— Вы планируете проводить мотомероприятия?

— Да, мы провели достаточное количество консультаций с мотоциклетной федерацией и при разработке проекта учли специальные возможности, позволяющие проводить гонки как минимум уровня чемпионата страны, в том числе и международные. Мы рассчитываем, что у нас традиционно будут базироваться мотошколы, предусматриваем большое количество трек-дней именно для мототренировок и мотоспорта.

— Проведение трек-дней также останется хорошей традицией?

— Мы сейчас как раз обсуждаем возможность реформатирования нашей работы, чтобы основное внимание сосредоточить на массовых мероприятиях и массовых соревнованиях. Это наша задача, наш выбор. Мы не отказываемся от большого спорта, но все-таки большой спорт — это маленькое количество участников.

Еще одно массовое увлечение — картинг. Мы также достраиваем на месте стихийной парковки напротив гостиницы три больших картинговых бокса и картинг-холл. На крыше этих сооружений планируется ресторан и конференц-холл.

Будут и зимние события, новая конфигурация позволила нам в этом году сделать новую зимнюю трассу, которая понравилась абсолютно всем.


Открытие состоится 1 июля, вход для всех свободный, ждем всех в гости!




…И не «Мячково»

Осенью прошлого года после реконструкции открылась трасса «Рустави» в Грузии. Однако автодромами «Рустави» и ADM Raceway амбиции Шоты Абхазава не ограничились. Три года назад Шота стал совладельцем и основным партнером латвийского «Комплекса 333». В ближайшее время запланирована глобальная реконструкция, и этой трассы тоже. Предполагается, что у комплекса изменится название, будет проведен полноценный ребрендинг и глобальная перепланировка для того, чтобы объединить все три автодрома в единую структуру.


«Комплекс 333» — крупный картодром, где есть собственно сам картодром, площадка для тренировок и овал. Там же имеется и один из самых продвинутых и технически совершенных комплексов по контраварийной подготовке. Здесь же будет подготовлена одна из лучших трасс в Прибалтике для ралли-кросса, который последнее время развивается очень быстро и масштабно.


Латвия — это страна с большими автомобильными корнями, среди республик Советского Союза только Грузия, Украина и Латвия имели стационарные большие автодромы, построенные в разные годы. «Бикерниеки» была одной из самых живописных и сложных трасс, но, к сожалению, наверное, в ближайшее время все-таки прекратит свое существование, из-за сложностей с соответствием европейскому законодательству. Так что «Комплекс 333» ожидает большое будущее.


Шота Абхазава поделился планами на параллельное использование всех трех автодромов с разными возможностями и различными климатическими особенностями: «Наша глобальная идея — сделать так, чтобы люди, единожды соприкоснувшиеся с нашим проектом, чувствовали себя как дома на всех трех автодромах. Для этого мы разрабатываем единую брендовую политику, единую символику, общий высокий уровень сервиса, единые продукты. Это все будет похоже и в то же время будет отличаться. Климатические зоны позволяют нам делать в »Рустави” очень интересный осенне-зимне-весенний период. При этом зимняя эксплуатация ADM Raceway — это тоже особенная изюминка. Так что мы сможем быть интересны для всех: и для россиян, и для латышей, и для посетителей грузинского автодрома».


Фото: из архива автора, Максима Кузовкова, Ларисы Лащеновой и автодрома ADM Raceway

Источник: Drom.ru

Андрей Кринкин,

NHRA 2018. Подводим итоги

Чем запомнился сезон-2018 северамериканской дрэговой серии?
Андрей Кринкин,

NHRA. Радиальный рекорд Кена Кватруччо

На World Cup Finals Кватруччо во время квалификации пролетел квотер за 5.88 @ 250 mph, а в первом же заезде на выбывание улучшил свое достижение до 5.86 @ 253 mph.
Андрей Кринкин,

NHRA. Количество этапов этапов для класса Pro Stock сократят до 16

Кузовной класс североамериканского чемпионата по дрэг-рейсингу отчаянно лихорадит. Боссы не очень понимают что делать с падающей популярностью.
Андрей Кринкин,

100-я победа Дэвида Ремпи

Клуб «100 побед» NHRA пополнился
Андрей Кринкин,

NHRA. Ford готовит новый кузов для чемпионата 2019 года

Над проектом работают инженеры которые готовили автомобиль для гонки «24 часа Ле-Мана»

NHRA Carolina Nationals

Чем порадовал этап в Конкорде?
Андрей Кринкин,

Auto Club NHRA World Finals

Ну, и о финале!
Андрей Кринкин,

Toyota NHRA Nationals

Смена лидера в классе Funny Car и досрочный чемпион в Top Fuel. Предпоследний этап NHRA 2018 прошёл в Лас-Вегасе.

SMP RDRC. Андрей и его Audi TT RS

Представляем вашему вниманию интервью с участником RDRC Андреем, владельцем и пилотом самой быстрой в мире Audi TT RS.
Показать еще →