К открытию ADM Raceway в Мячково: вся история автодрома

Автодром ADM Raceway, который все на самом деле привыкли называть «Мячково», знают в России большинство тех людей, кто любит автомобили и автоспорт.

Когда я думаю про этот автодром, я воспринимаю его как основу основ того, что называется современным российским автоспортом. История его, пожалуй, не может сравниться по своей продолжительности с историей гоночных трасс, которые строились еще в Советском Союзе, но тем не менее насчитывает уже почти 20 лет, а для нового поколения спортсменов ADM Raceway и вовсе стал Alma Mater автоспорта.

«Мячково-1»

Изначально «Мячково» был аэродромом для малой и средней авиации, но в начале 2002 года часть его территории отдали под гоночную трассу, в мае началось строительство, а в июне 2002 года здесь уже впервые провели гонки.


Идея организовать гоночную трассу на месте аэродрома пришла в голову Владимиру Юрьевичу Цельмину, ныне исполнительному директору Федерации автоспорта Московской области. Он сумел договориться с руководством аэродрома, что его часть можно будет превратить в гоночное кольцо для проведения соревнований. В те времена кроме «Невского кольца» в Санкт-Петербурге, построенного вокруг стадиона им Кирова, никаких других стационарных автоспортивных объектов в России не было, и новая трасса была нужна как воздух. Цельмин получил разрешение на строительство от Министерства транспорта и привлек к участию в проекте Игоря Васильевича Коновалова, ныне судью всероссийской категории и председателя комитета по трековым и ледовым гонкам.


Владимир Цельмин вспоминает, как они тогда в резиновых сапогах исследовали аэродром, проходя по рулежным дорожкам, взлетно-посадочной полосе и вертолетным площадкам, решая, где будет оптимально построить смычки, чтобы создать интересную конфигурацию.


Аэродром и прилегающее здание находились в состоянии полной разрухи, и помимо укладки нового асфальта требовалось осушить территорию и построить дренаж.


Министерство приняло решение нас поддержать, но мы должны были восстановить аэродром. Они же оказали нам содействие в асфальтировании, в строительстве рулежных дорожек, но уже не просто прямых под авиацию, а извилистых под конфигурацию для автогонок. Именно тогда и родилась реальная трасса.
Владимир Цельмин


В итоге при содействии того же Министерства транспорта, с помощью «Ногинского Автодора» и средств, предоставленных руководителями нескольких заинтересованных гоночных серий (Юрий Ким, «Формула Русь»; Андрей Артюшин, «Кубок Honda Civic»; Сергей Крылов, «Кубок Polo»), трасса была создана за два месяца, и уже в июне 2002 года состоялись первые соревнования.


Конечно, никакой инфраструктуры там и в помине не было, все проходило фактически в чистом поле, а на время соревнований возводились трибуны, которые затем приходилось разбирать.


После реконструкции ВПП и рулежных дорожек аэродром получил лицензию на полеты, а руководство автодрома, куда вошли Цельмин и Коновалов, смогли проводить соревнования.


Мы брали деньги от серий авансом и потом отрабатывали в течение года, так что успели реализовать проект быстро и уже к лету стали проводить гонки. У аэродрома было четыре вертолетные площадки, через которые мы проложили змейку; она в итоге оказалась самым интересным отрезком конфигурации, всем нравилась, особенно мотогонам. В дело пошли все возможности, мы использовали под трассу даже стояночные перроны.
Игорь Коновалов


В 2002 году для проведения мероприятий руководство автодрома приглашало специалистов из РАФ, но с 2003 года эту задачу взял на себя Игорь Коновалов, который стал руководителем гонок в Мячково.


В течение сезона мы проводили по пять-шесть крупных мероприятий, на которые собирали трибуны и возводили шатры. Помимо чемпионата по кольцевым гонкам у нас проходили и другие соревнования. Приезжала серия VW Polo Сергея Крылова и «Формула Русь» Юрия Кима, которая, кстати, использовала в те времена Мячково как базу. Юрий Ким ставил здесь машины, тренировался, проводил у нас официальные тесты и соревнования. У нас тогда был скользящий график с авиаторами — по три-четыре дня — то мы катались, то они летали. И мы отлично с ними уживались и не мешали друг другу.
Владимир Цельмин


В те годы помимо соревнований на трассе проводили и испытания автомобилей, и совместные показательные праздники с авиацией, и выставки.



Было много всего любопытного — в перерыве между заездами сажали самолеты, порой случались даже аварийные посадки, когда заезд прерывали на середине…


В 2005 году к руководству аэродромом пришли новые лица и заключили новый договор на управление автодромом уже с другими людьми: Шотой Абхазава и Юрием Кимом. В это же время из-за ряда нарушений и аварий деятельность аэродрома была приостановлена и для развития автодрома открылись новые возможности.


«Мячково-2»

В конце 2005 года началась первая реконструкция трассы. Идея проекта и ее воплощение принадлежали конструкторскому бюро ArtLine Engineering, принадлежащему также Шоте Абхазава. (Из-за изменений требований по авиационной безопасности была экстренно начата реконструкция. Цель — обеспечить в 2006 году проведение соревнований по кольцевым гонкам. Осенью 2005 года была заложена основа трассы, а в 2006 году положили два слоя асфальта, поребрики, обустроили зоны вылета).


Именно тогда автодром оброс различными постройками и дополнительной инфраструктурой.


Был построен трехэтажный пит-билдинг, который просуществовал в своем неизменном варианте вплоть до новейшей реконструкции, боксы, над которыми располагалась площадка с трибунами, рейс-контроль и несколько помещений на втором этаже, которые использовались и как вип-залы и помещения для проведения инструктажа или семинаров.


Параллельно достроили и изменили конфигурацию трассы, теперь она была 3275 м и включала 17 поворотов.


И в этом же 2006 году из-за строительства на месте стадиона Кирова футбольного стадиона было закрыто «Невское кольцо», старейшая российская трасса, построенная еще в 1958 году. К тому же и в Тольятти перестали проводить гонки. Таким образом автодром в Мячково остался единственной на всю страну профессиональной кольцевой стационарной трассой.


Понятно, что теперь на «Мячково», которое стало называться «автодром ADM Raceway», пришлась львиная доля проведения всех кольцевых серий и чемпионатов: RTCC, Формула 1600, Формула 3, «Формула Русь», Lada Revolution, кузовные чемпионаты и многие другие отдельные этапы или соревнования.


Да, какая-то часть проводилась на трассах в других городах, в том числе в Москве на Воробьевых горах и Лужниках.


Но другого кольцевого автодрома в России больше не осталось.


В 2007 году подоспела помощь: в Красноярске благодаря частному инвестору Илье Лыкову построили гоночную трассу «Красное Кольцо». Но трасса была совсем короткой и главное — слишком удаленной.


По словам Шоты Абхазава, Мячково в 2006 строили быстро, старались выполнить главную техническую задачу: это должна была быть хорошая трасса не только для проведения соревнований, но и для подготовки молодых спортсменов, удобная, современная и безопасная.


Теперь постепенно возобновляемые полеты на самолетах и спортсмены на гоночных автомобилях уже не мешали друг другу. ADM Raceway получил отдельную закрытую территорию, а гоночное полотно никак не пересекалось со взлетно-посадочной полосой аэродрома.


Коричневое — конфигурация до 2006 года, красное — после.


Автодром прошел инспекцию Международной автомобильной федерации (FIA), был признан соответствующим определенным нормам, и на нем было даже разрешено проводить международные соревнования. Их было немного, но они все же были, например, Formula 3 северо-европейской зоны. Здесь же впервые начали проводить любительские трек-дни и любительские соревнования Open Race и Max Power Cars, которые пользовались бешеной популярностью среди непрофессиональных пилотов.


Автодром в Мячково стал любимой и домашней трассой для многих спортсменов и оставался единственным автодромом в центральной части России на протяжении четырех лет, пока в 2010 году в эксплуатацию не ввели «Смоленское кольцо», которое помогло разгрузить «Мячково».

«Мячково-3»

В своей новой конфигурации автодром проработал целых десять лет, пока не был закрыт на глобальную реконструкцию в 2016 году — опять же по проекту бюро ArtLine Engineering. Теперь трасса имеет более 20 возможных вариантов конфигурации и 14 поворотов.


Сначала открытие планировалось в 2017-м, и обновленный автодром даже попал в предварительные календари соревнований, но затем стало понятно, что реконструкцию не удастся завершить указанные сроки, и администрация автодрома приняла решение перенести официальную презентацию на следующий сезон.

И вот долгожданный миг практически настал. 1 июля 2018 года состоится официальное открытие автодрома ADM Raceway, в рамках которого пройдет одноэтапное соревнование «Трофей SMP Racing» по кольцевым гонкам со статусом Кубка Московской области. В преддверии этого события мы встретились с Шотой Абхазава, чтобы узнать, что уже сделано и что еще только предстоит.


Шота Абхазава

— Шота, открытие трассы 1 июля означает, что на данный момент все основные работы уже закончены?

— Я вас, возможно, удивлю, но — нет. Автомобильный кластер мы планируем полностью завершить в 2019 году — будут достроены площадки контраварийного вождения, полноценный полигон с водными препятствиями, площадками скольжения и пр. В 2020-м мы рассчитываем запустить рекреационный кластер, когда будут построены отели и коттеджи. А в 2021 году закончится строительство и авиационного кластера, полноценного порта для малой и средней авиации общего назначения. Нам подтвердили возможность эксплуатации на нашем аэродроме самолетов вместимостью до 22 посадочных мест и максимальной массой до 25 тонн.

— Что же вы покажете посетителям 1 июля?

— На сегодняшний день полностью достроена трасса: построены все конфигурации и многочисленные срезки; доделаны боксы, все вип-зоны, шоу-рум, переделан рейс-контроль.


Прямо сейчас идет установка недостающих поребриков и корректировка по зонам вылета. К середине июня все работы будут полностью завершены и автодром передадут в эксплуатацию. Все трибуны уже закуплены, идет монтаж, который будет завершен в течение двух-трех недель. Трибуны на 5000 посадочных мест. будут больше напоминать огромную арену, похожую на Колизей. Вместе с трибунами на пит-билдинге получается 7500 посадочных мест.


На будущее у нас предусмотрена конструкция специальных козырьков над трибунами, которые будут защищать зрителей от дождя и, главное, солнца.


Вообще трибуны — это наша отдельная гордость. Мы организовали их в районе той части трассы, которую называли «дорогой домой» с помощью расположенных там грузовых контейнеров. Таким образом получился специальный проект: огромная, вытянутая в длину трибунная зона из шести рядов сидений.

Еще одно из обновлений, которым мы по-настоящему гордимся, это поребрики, сделанные по совершенно новой технологии. Вы знаете, что мы и раньше меняли направление заездов, но тогда все же поребрики были направленными и довольно «злыми», сейчас же это конструкция, одинаково удобная в обоих направлениях. Поребрики согласованы и приняты в эксплуатацию Международной автомобильной федерацией.


Дополнительно мы заасфальтировали большинство зон вылета, появились у нас и другие конструкции: из-за новых требований со стороны FIA мы были вынуждены установить большое количество бетонных разделительных ограждений внутри трассы.


Не забыли мы и про фотографов и операторов. На трассе появились специальные точки с для теле- и фотосъемки, в том числе семь телевышек плюс три специальных больших острова, также для нужд фотографов.


Что касается гостиничного фонда, то у нас будет две гостиницы. Первую, уже существующую, реконструируют и увеличат в размерах (12 номеров вместо восьми). Вторая гостиница — на 42 номера — появится на месте двухэтажного здания, которое стоит напротив пит-билдинга. Кроме того, предполагается еще 20 коттеджей разной вместимости (от четырех до 16 человек, от двух до восьми спален).

— Какие конфигурации предусмотрены у вас на трассе и какие соревнования можно будет проводить?

— Мы получили от FIA допуск Grade 4. Это значит, что мы можем проводить международные формульные гонки до Formula 4 включительно, кузова, включая GT4 и прототипы до LMP3.


После реконструкции у нас появилось в совокупности более 20 конфигураций. Основная конфигурация, омологированная ФИА, существенно изменилась и стала более скоростной. Ее также можно использовать как по часовой стрелке, так и против.


Дрэг-рэйсинга у нас не будет, но будет несколько дрифтовых конфигураций, и самая длинная — более километра, обещаю, это будет нечто уникальное. Даже именитые спортсмены и то не все смогли безукоризненно проехать эту трассу.


Отдельно у нас будет работать офф-роад участок, где все желающие, в том числе на своих машинах, смогут проехать как лично, так и вместе с тренером или инструктором. Внедорожных соревнований мы не планируем, зато у нас в планах есть трасса для ралли-кросса, которая будет задействовать часть основной конфигурации.

— Вы планируете проводить мотомероприятия?

— Да, мы провели достаточное количество консультаций с мотоциклетной федерацией и при разработке проекта учли специальные возможности, позволяющие проводить гонки как минимум уровня чемпионата страны, в том числе и международные. Мы рассчитываем, что у нас традиционно будут базироваться мотошколы, предусматриваем большое количество трек-дней именно для мототренировок и мотоспорта.

— Проведение трек-дней также останется хорошей традицией?

— Мы сейчас как раз обсуждаем возможность реформатирования нашей работы, чтобы основное внимание сосредоточить на массовых мероприятиях и массовых соревнованиях. Это наша задача, наш выбор. Мы не отказываемся от большого спорта, но все-таки большой спорт — это маленькое количество участников.

Еще одно массовое увлечение — картинг. Мы также достраиваем на месте стихийной парковки напротив гостиницы три больших картинговых бокса и картинг-холл. На крыше этих сооружений планируется ресторан и конференц-холл.

Будут и зимние события, новая конфигурация позволила нам в этом году сделать новую зимнюю трассу, которая понравилась абсолютно всем.


Открытие состоится 1 июля, вход для всех свободный, ждем всех в гости!




…И не «Мячково»

Осенью прошлого года после реконструкции открылась трасса «Рустави» в Грузии. Однако автодромами «Рустави» и ADM Raceway амбиции Шоты Абхазава не ограничились. Три года назад Шота стал совладельцем и основным партнером латвийского «Комплекса 333». В ближайшее время запланирована глобальная реконструкция, и этой трассы тоже. Предполагается, что у комплекса изменится название, будет проведен полноценный ребрендинг и глобальная перепланировка для того, чтобы объединить все три автодрома в единую структуру.


«Комплекс 333» — крупный картодром, где есть собственно сам картодром, площадка для тренировок и овал. Там же имеется и один из самых продвинутых и технически совершенных комплексов по контраварийной подготовке. Здесь же будет подготовлена одна из лучших трасс в Прибалтике для ралли-кросса, который последнее время развивается очень быстро и масштабно.


Латвия — это страна с большими автомобильными корнями, среди республик Советского Союза только Грузия, Украина и Латвия имели стационарные большие автодромы, построенные в разные годы. «Бикерниеки» была одной из самых живописных и сложных трасс, но, к сожалению, наверное, в ближайшее время все-таки прекратит свое существование, из-за сложностей с соответствием европейскому законодательству. Так что «Комплекс 333» ожидает большое будущее.


Шота Абхазава поделился планами на параллельное использование всех трех автодромов с разными возможностями и различными климатическими особенностями: «Наша глобальная идея — сделать так, чтобы люди, единожды соприкоснувшиеся с нашим проектом, чувствовали себя как дома на всех трех автодромах. Для этого мы разрабатываем единую брендовую политику, единую символику, общий высокий уровень сервиса, единые продукты. Это все будет похоже и в то же время будет отличаться. Климатические зоны позволяют нам делать в »Рустави” очень интересный осенне-зимне-весенний период. При этом зимняя эксплуатация ADM Raceway — это тоже особенная изюминка. Так что мы сможем быть интересны для всех: и для россиян, и для латышей, и для посетителей грузинского автодрома».


Фото: из архива автора, Максима Кузовкова, Ларисы Лащеновой и автодрома ADM Raceway

Источник: Drom.ru

CatSpot NHRA Northwest Nationals

Обзор 16-го этапа главного национального первенства США по дрэг-рейсингу.

Dodge Mile-High NHRA Nationals

Чемпионат уже перешел в ту стадию, когда пилоты начинают «бронировать» себе места в Countdown To The Championship

Душа Уруса. Первый тест суперкроссовера Lamborghini Urus в России

В Россию прибыли первые экземпляры самого мощного и быстрого кроссовера в мире — Lamborghini Urus.
Андрей Кринкин,

Toyota NHRA Sonoma Nationals

В Сономе мы наблюдали многочисленные апсеты, неожиданные лица на подиуме и новые имена, которые уже гарантированно выходят в Countdown To The Championship.

Skoda — гонки или цирк?

Если вы захотите искать в заголовке какой-то подтекст, не ищите его.

Summit Racing Equipment NHRA Nationals

Аутсайдеры опять в ударе, невероятное количество заездов с минимальной разницей на финише, фальстарты и перестановки в топ-3.

SMP RDRC. Алексей Кремнев и его Honda Civic

Сегодня мы представляем вашему вниманию интервью с участником класса FWD Алексеем Кремневым.

SMP RDRC. Эльшан Асланов и его ВАЗ-2110

История легендарной «лукойловской» десятки и ее не менее знаменитого пилота.

Fitzgerald USA NHRA Thunder Valley Nationals

Чемпионы прошлых лет вновь в игре, аутсайдеры в ударе, очень много проблем с зацепом и фальстарты — таким выдался одиннадцатый этап NHRA Mello Yello Drag Racing Series.
Показать еще →