«Дакар-2018»: из песков — в горы

Вчера на «Дакаре» был день отдыха в столице Боливии Ла-Пас. Участники переводят дух после песков Перу и проходили акклиматизацию. Впереди еще более 5000 километров.

«Привет из Боливии! Настроение отличное, к высоте адаптировались! Много работы, помогаем механикам готовить автомобили», — отправил весточку читателям DT Эдуард Николаев, отвечая на вопрос, как проходит день отдыха. Вчера на «Дакаре» все были погружены с головой в профилактические работы. Зато есть время вспомнить, как прошли предыдущие шесть этапов гонки.

День первый. «На каждом повороте — праздник»

Долгожданный старт «Дакара» был дан 6 января в Перу. Лима наполнилась людьми со всего мира: география участников насчитывает 54 страны, и это не считая болельщиков! Некоторые из их числа будут следовать за гонщиками по пятам на протяжении всего маршрута длиной почти в 9000 км. Среди таких фанатов и те, кто передвигается на джипах и на фурах, а то и на мотоциклах.

«Машины выезжают из города и едут в пустыню, на каждом повороте праздник. Заряженные фуры едут по трассе, машины заезжают на заправки вместе со всеми! Народ собрался со всего мира, я, когда увидел деда на байке с номерами из Калифорнии, то просто выпал в осадок!» — сообщил работающий в Перу Дмитрий Завгородний, восхищаясь всем происходящим. Что ж, и есть чем! На старт в этом году вышло 337 экипажей (включая 80 новичков!) на 190 мотоциклах и квадроциклах, 105 джипах и 42 грузовиках.


Еще до старта все знали, что юбилейный 40-й «Дакар» не даст никому расслабиться, впрочем, как говорят пилоты, «не бывает легких „Дакаров“. Несмотря на все 11,5 месяцев подготовки к гонке, уже с первого скоростного 31-километрового спецучастка возникли проблемы с песками, которых в этом году организаторы приготовили с запасом.

Болельщики с замиранием сердца смотрели финальные ведомости первого дня. В грузовом зачете первую строчку занял Лопрайс, вторую — Ван Ден Бринк (+0 мин. 29 сек.) и только третью экипаж Николаева (+0 мин. 29 сек.). Остальные сокомандники расположились чуть ниже: экипаж Антона Шибалова — пятый (+1 мин. 18 сек.), экипаж Дмитрия Сотникова — седьмой (+ 1 мин. 48 сек.), экипаж Айрата Мардеева — восьмой (+ 2 мин. 11 сек.). Пока кое-кто из болельщиков стал паниковать, приговаривая «Вот как начался „Дакар!“, самое время было вспомнить, что говорят сами пилоты. Например, про то, что самое сложное это стартовать и не атаковать с первых же секунд, иметь холодную голову и придерживаться командной тактики. Так, еще до старта Айрат Мардеев, пилот „КАМАЗ-мастера“, сказал, что „гонка не выигрывается в первый день и нужно первые дни ехать максимально стабильно“.


Старт давался тяжело не только российским пилотам, но и другим не менее опытным участникам. Экипажу Федерико Виллагры повезло еще меньше и по какой-то неведомой причине он потерял более 16 минут из-за навигационной ошибки. А ведь Виллагра — аргентинец, и это знакомые для него места. В общем, стартовали так стартовали! Зато в зачете квадроциклистов порадовал действующий чемпион категории — позитивнейший Сергей Карякин, с ходу показав второе время.

День второй. Работа ночных механиков

Во второй гоночный день предстояло столкнуться с внедорожной секцией, с огромным количеством дюн и мелкого песка, благодаря которому получаются эффектные кадры. Так «столкнулись», что многим ночным механикам предстояла огромная работа.


Старт был ранний, дюны располагали к тому, чтобы принять в свои объятия технику, будь ты хоть большой глыбой-грузовиком, хоть крошкой-муравьем на мотоцикле. Перед песками все равны. К счастью, экипаж Эдуарда Николаева показал характер и пришел к финишу первым. Остальных ждали приключения, и по соцсетям тут же разлетелись фотографии КАМАЗа экипажа №507 (А. Мардеев, А. Беляев, Д. Свистунов).


Произошло это на 68 километре трассы. Экипажу на выручку подоспел экипаж А. Шибалова, которого в свою очередь до этого вытаскивали свои же. В песчаной ловушке, куда угодил Айрат, оказалось много участников, причем 17 из них осталось на ночь, так что нашим очень повезло, что они не бросают друг друга. А как их встречал руководитель команды Владимир Чагин после финиша! Буквально с распростертыми объятиями!

Проблемы были и у экипажей Мартина Ван Ден Бринк на Renault и Сергея Вязовича на МАЗе; у Александра Василевского вышла из строя турбина; Артур Ардавичус сражался с проблемой подкачки колес, из-за которой увяз в песке.

Собственно говоря, все участники, так или иначе, буксовали в песках. Еще до приключения экипажа Айрата Мардеева разлетелись фотографии разбитого MINI Брюса Мензиса. Экипаж покинул гонку, у штурмана сломана нога.

За ночь механики «КАМАЗ-мастера» в очередной раз сотворили чудо и вылечили грузовик экипажа №507, который на следующее утро стартовал со своими сокомандниками.

Эдуард Николаев, рассказывая о работе ночных механиков, говорил, что от них очень многое зависит: «Механики должны вовремя заметить и заменить нужные узлы автомобиля. У нас фактически передвижные цеха, оснащенные всеми видами инструментов, сваркой и всевозможных приспособлений». Пилоты тоже помогают чинить свои автомобили, но есть негласное правило, что после 12-ти ночи они должны в обязательном порядке идти отдыхать и спать перед гонкой, ведь подъемы у них ранние.


Кстати, в арсенале техничек есть даже стиральные машины для комбинезонов и гоночного белья. Вообще на гонку выдается три комбинезона и две пары перчаток. Интересно, что комбинезоны используют разных производителей, а вот перчатки одни и те же — Sparco Tide со множеством микроприсосок, благодаря которым пилот чувствует лучшее сцепление с рулем.

Вообще от команды «КАМАЗ-мастер» на гонку отправилось 57 человек, включая повара, врачей и массажиста.


День третий. Экипаж-выручалка

Впереди был солончак и проход через каньоны. На этом этапе опрокинулись Генугтен на IVECO и Сергей Вязович на МАЗе. Ван Ден Бринк блуждал на маршруте и очень удивился, когда увидел едущего навстречу Мардеева. Отремонтированный грузовик реабилитировался за прошлый этап и занял на этом этапе третью строчку, Николаев — вторую, уступив 35 секунд Виллагре.


А вот экипажу Дмитрия Сотникова на новом грузовике с 13-литровым 6-цилиндровым рядным двигателем пришлось менять муфту охлаждения водяного радиатора, в чем помогал выручающий экипаж Антона Шибалова.


Некоторые удивляются, что в грузовике в экипаже едет не только пилот со штурманом, но и механик. Но с такой техникой он просто необходим, даже в простой, казалось бы ситуации, как с заменой колеса, которое на КАМАЗе весит 150 килограмм в сборе. Норма времени для замены колеса в среднем 7–8 минут, но мало поддомкратить машину, открутить гайки и поставить новое колесо, нужно старое закинуть обратно, а вдвоем это уже не так-то просто. Что уж говорить про ремонтные работы. Напомним, что на гонку полагается 85 колес! Владимир Чагин рассказывал, что в Аргентине по дороге очень часто попадаются ветки диаметром 4–10 мм и они как гвозди буквально прошивают шину.

«Когда машина приезжает, мы с пилотами идем и смотрим шины. Видно, кто как ехал и управлял автомобилем. Манера пилотирования автомобиле выражается в износе протектора шин», — рассказывал Владимир еще во время пресс-конференции перед «Дакаром».


День четвертый. Уловки роудбука

Четвертый этап начался с широкого океанского пляжа, откуда стартовали экипажи, но романтика окончилась, едва начавшись. Дальше — самый длинный песчаный участок за всю историю «Дакара» общей протяжённостью в 100 км с дюнами всевозможных размеров!


Не стоит забывать, что мало просто проехать маршрут, есть навигационные точки, которые нужно «взять». И вот тут возникает много сложностей. Как раз на этом этапе одна из ловушек поджидала у огромной дюны на 227 километре маршрута. По логике роудбука точка, которую надо было взять, находилась на ее вершине. Но на самом деле нет. Не нужно было вскарабкиваться на саму вершину, точка ниже была. Бедные штурманы!


В общем, потеряли здесь времени много, но экипажу Э. Николаева повезло и у них проблем вовсе не возникло, в отличие от остальных. Экипаж А. Шибалова спасал А. Мардеева. Но на этом «нестандартные ситуации» не закончились, а продолжились чуть позже, на асфальтовом участке, когда механики меняли генератор. И сделали это за 8 минут!

За это время КАМАЗ Сотникова порезал две шины в узком ущелье, так что им пришлось потерять немного времени и менять колеса. Уже после этого злоключения грузовик умудрился привалиться набок, так что шустрый КАМАЗ-выручалка Антона Шибалова вновь пришел на помощь и вернул им равновесие. Кстати, скорости экипажу Шибалова не занимать — на этом этапе он шел в первой пятерке.

Дальше — больше. У экипажа Вязовича пробит патрубок турбокомпрессора; у экипажа Алексея Вишневского пробит поддон; у Артура Ардавичуса сломан усилитель руля; у Мартина Коломы проблемы с электричеством; Мартин Ван Ден Бринк снес переднюю подвеску да так, что на старт следующего дня не вышел, Алеш Лопрайс расхлебывал проблемы с двигателем. Список можно продолжать, но тогда до пятого дня гонки мы так и не доберемся.


Отдельно отметим, что «Дакар» не покорился русскому экипажу «внедорожников» — Ивану Шихотарову и Олегу Уперенко. Иван отправлен домой с компрессионным переломом позвоночника.


День пятый. «Извините, что сошел»

На пятый день организаторы уверяли, что участников ожидает самый сложный этап на нынешнем «Дакаре». В начале СУ на 44 километре квадроциклист Сергей Карякин при прохождении трассы сломал руку — перелом лучевой кости. «Извините, что подвел, я очень старался победить!» — написал гонщик на странице в Instagram, когда пришел в себя и смог поблагодарить болельщиков за поддержку. Его «Дакар» закончен досрочно. Как позже написал пилот он на скорости 50 километров в час «воткнулся» в дюну.


В начале гонки также поступила новость, что грузовик Эдуарда Николаева завалился на бок. Но, к счастью, экипаж №505 на IVECO тут же среагировал, придя на помощь! Когда идет плотная борьба, не всегда участники помогают другим, если только не было серьезных последствий и не принесен урон здоровью. А прийти на помощь лидирующему конкуренту — шаг, заслуживающий особого уважения.


«Практически тут же подъехал Коломы, сразу моргнул, что поможет. Я очень ему благодарен, потому что ехавших сзади наших ребят нам пришлось бы ждать подольше. Мартин поставил нас на колеса очень быстро. На этом моменте потратили около 17 минут. Дальше я старался отыграть. В итоге получилось даже выиграть этап и по итогам дня нарастить отрыв в генеральной классификации от Федерико Виллагры», — рассказал Эдуард Николаев.

И вновь все вязнут в песках и без разбора приходят на помощь друг другу в разных классах. Организаторам «Дакара» даже пришлось пересчитывать результаты в классе грузовиков, потому трасса была заблокирована лежащим джипом Тома Коронеля. Часть грузовиков потеряло на этом время.


Отдельно обратим внимание, что на этом этапе Антон Шибалов помогал экипажу Себастьяна Леба, который засел в песках. Но им это не помогло, экипаж оформил сход: штурман — известный напарник по ралли Даниэль Элена — получил травму копчика. После четырех этапов французский экипаж занимал второе место в зачете…

День шестой


После песков Перу, пришло время подняться в горы! Участникам предстояло адаптироваться к высоте и нехватке кислорода. Да что там участникам, технике тоже нелегко.


Интересно, что в классе «Внедорожники» выстрелил Карлос Сайнс, наконец-то пробравшийся на первое место. Пожалуй, именно его фамилия чаще всего встречается в новостях про шестой этап, что совершенно заслуженно!

В классе грузовиков на этом этапе первым был экипаж Виллагры, но по результатам шести этапов Эдуард Николаев все же лидирует с отрывом в 00:52:40 с.


Впереди — марафонский этап

Все результаты можно посмотреть на официальном сайте — https://www.dakar.com/en/rankings#. Но не забывайте, что «Дакар» непредсказуем, в любую минуту может все измениться. Седьмой этап — марафонский. Как только экипажи доберутся до ночлега, машины придется оставить в сервис-парке, и у ночных механиков не будет доступа к ним. Чем дальше, тем интересней!

Фото: http://www.kamazmaster.ru,
www.dakar.com

Главная прелюдия к «Ле-Ману»

«24 часа Ле-Мана» — одна из самых престижных и легендарных гонок, которая в этом году пройдет уже в 86-й раз.

Быстрейший Doorslammer в Европе

В конце мая на культовом стрипе Santa Pod Raceway Вулкан доказал всем еще раз, что является одним из быстрейших представителей европейской индустрии, продемонстрировав на финише выдающийся результат.

Menards NHRA Heartland Nationals

Ровно треть чемпионата уже позади, и этап в Топике подарил множество красочных заездов и напряженных противостояний.

JEGS Route 66 NHRA Nationals

Апсеты, аварии, возвращение на подиум героев прошлых лет, никаких изменений в стане лидеров чемпионата.

К открытию ADM Raceway в Мячково: вся история автодрома

Автодром ADM Raceway, который все на самом деле привыкли называть «Мячково», знают в России большинство тех людей, кто любит автомобили и автоспорт.

Аленький цветочек

Эй, не подходите близко: я тигренок, а не киска!

SMP RDRC. Алексей Калашников и его Toyota Mark2

Мой дрэг-рейсинг начался с поиска единомышленников и участия в “нелегале”.

NHRA. Авария Стива Колье

По непонятной причине вилли-бар на дрэгстере Стива лопнул словно сухая ветка примерно на отметке в 1/8 мили, нос болида неминуемо устремился в небо.

История дрэг-рейсинга в фотографиях. Выпуск 4

Добро пожаловать в очередной экскурс по истории дрэг-рейсинга в картинках.
Показать еще →