Финал Формулы 1 в Абу-Даби: новый логотип, проблемы с системой HALO и унылая гонка

В своем интервью по итогам финального этапа в Абу-Даби Себастьян Феттель весьма дипломатично охарактеризовал прошедший Гран-при как «не слишком насыщенный событиями».

Немецкий пилот продемонстрировал чудеса не свойственной ему дипломатии. На самом деле гонка была скучнейшая, хотя при желании всегда можно найти, о чем рассказать.

Финалы сезона-2017

Субботняя квалификация в очередной раз доказала теорему Яс-Марина: теперь уже за девять лет существования трассы Ferrari здесь ни разу не могли победить, завоевать поул или хотя бы квалифицироваться на первом ряду стартовой решетки. В этот раз вновь лучшими стали два Мерседеса, причем Боттас переквалифицировал своего напарника, к тому же в третьем сегменте квалификации он также сумел установить абсолютный рекорд трассы, пройдя круг за 1.36,231 минуты. На втором ряду расположились Феттель и Риккардо — тот редкий случай в стане Red Bull за последнее время, когда Риккардо оказался впереди Ферстаппена. Впрочем, Даниэль соперничал за четвертое место в личном зачете с Кими Райкконеном и вел с отрывом в 7 очков, так что ему надо было проехать хорошую гонку и финишировать даже если и позади финна, то с небольшим отставанием.


Перед стартом зрители надеялись, что теперь, когда распределение ступенек подиума позади, пилоты смогут показать красивые гонки. Также рассчитывали на борьбу за счет шинной тактики, разницы пит-стопов, но не тут-то было. Даже старт гонки, который обычно сулит хотя бы парочку острых моментов, в этот раз был как будто ленивым: светофор погас, все поехали, и в течение начальных 15 кругов, пока Ферстаппен не заехал на пит-стоп, первые 13 позиций оставались без изменений!


Зато глубже в пелотоне происходило несколько весьма зрелищных поединков, и Ромэн Грожан был хорош как никогда, особенно сражаясь с Лэнсом Строллом до победного обгона. Еще одна дуэль, но только более короткая, происходила между бывшими напарниками по Ferrari Фелипе Массой и Фернандо Алонсо: пожалуй, это та пара гонщиков, которые настолько подходили друг другу во время работы на Красную конюшню, что их до сих пор продолжаешь воспринимать как партнеров. И очень жаль, что Масса все-таки покидает чемпионат: нам будет его не хватать.


Еще одним важным сражением стала битва между тремя брендами в командном зачете. И главным здесь было, конечно, соперничество между Renault и Toro Rosso, производителем и клиентом, носителями одинаковых моторов — и особенно с учетом скандала, разгоревшегося перед Бразилией, когда над Toro Rosso нависла угроза остаться на последнюю гонку без силовых агрегатов. Они тогда «придушили» свои двигатели, чтобы лишний раз не рисковать; рассказывают, что Макс Ферстаппен терял на прямых по 0,6 секунды от своего же времени.


И все равно в Абу-Даби Toro Rosso не обходится без штрафа: на машине Брендона Хартли заменяют тепловой генератор, и, как и все свои гонки в Ф1, он стартует с последнего места. Впрочем, и Пьер Гасли не далеко ушел, сумев опередить лишь Маркуса Эрикссона: предпоследний ряд стартового поля. Так что финальная гонка сезона начиналась для Toro Rosso далеко не лучшим образом. Зато в Renault Нико Хюлькенберг сумел выйти в третий сегмент квалификации и стартовал седьмым в гонке, рассчитывая привезти своей команде важные очки. Поэтому, когда он на первых кругах в борьбе с Пересом вылетел за поребрик, срезал трассу и не вернул позицию, получив пять секунд штрафа, в Renault очень расстроились. Но потом в желтой команде «напортачили» еще больше, потеряв время на пит-стопе у Ника из-за ошибки механиков и просто «запоров» гонку Карлосу Сайнсу.

С ним произошла просто катастрофа, которая, к счастью, не закончилась совсем плачевно: левое переднее колесо неправильно установили и закрепили, так что уже во время выезда с пит-стопа оно начало вибрировать; в тоннеле Карлос чуть было не приехал в стену, а выехав на трассу в итоге сразу был вынужден остановиться и покинуть машину. К тому же французскую команду еще и оштрафовали на 5000 евро за небезопасный выпуск машины. И несмотря на это, Renault повезло: Гасли и Хартли финишировали далеко от очковой зоны, а Хюлькенберг все же сумел завоевать шестое место, благодаря чему Renault стали шестыми в Кубке конструкторов и выиграли несколько лишних миллионов призовых!


Печально и неудачно заканчивается этот год для Даниэля Риккардо. На 21-м круге он сходит из-за проблем с гидравликой и выбывает из борьбы за позиции; зато Кими Райкконен благодаря этому поднимается на четвертую строчку в личном зачете. Так что по итогам года не получилось никаких сюрпризов: Хэмилтон и Феттель — чемпион и вице-чемпион, дальше их вторые номера, ну а затем собрались догоняющие команды в своем полном составе: третий ряд Red Bull, четвертый — Force India, далее Renault, Williams, Haas, Mclaren и все остальные. Для пилотов Toro Rosso сезон абсолютно провальный, впрочем, надо помнить, что большинство своих очков Сайнс собрал именно под их знаменами, хотя и финишировал в составе Renault. Так что поздний трансфер испанца во французскую команду в итоге оказался для Renault во всех смыслах на руку.


Льюис Хэмилтон во второй половине гонки некоторое время пытался соперничать с Валттери Боттасом за первое место, пару раз был очень близок к обгону и последующей победе, но так и не добился желаемого результата, финишировав в нескольких секундах позади партнера по команде. Феттель по ходу гонки даже не пытался сопротивляться, закончив финальный Гран-при в 20 секундах позади Мерседесов, и еще в 25 секундах от Себа приехал Райкконен. Такого бестолкового финиша у Ferrari в этом году еще не было.

Ну и хочется обязательно отметить Паскаля Верляйна и его красивую борьбу за позиции — несмотря на то, что под конец гонки у него были проблемы с температурой шин и он финишировал последним. В следующем году мы уже не увидим его в Формуле 1, говорят, что он вернется в DTM. Зато в своей последней гонке он сумел показать, на что способен.


К следующему сезону

Здесь много о чем можно рассказать, так что пробежимся по основным моментам.

1. Pirelli представили новые составы шин на следующий год, теперь их будет семь вместо пяти, добавляются Superhard и Hypersoft. Первые будут маркированы оранжевым цветом, вторые — ярко-розовым, а хард отныне станет бирюзовыми. Здесь важно добавить, что при этом состав всех шин станет мягче на один шаг, т.е. суперхард на самом деле останется хардом, а гиперсофт окажется в реальности на два шага мягче ультрасофта. При этом Pirelli поработали также над материалами для задних покрышек, обновив и доработав их, а также увеличили пятно контакта, изменив структуру шин.


2. Самым большим камнем преткновения, конечно, стала система HALO. C 2018 года эта система защиты головы будет обязательной для внедрения в машины F1, но популярности ей это не принесло. И тому есть несколько причин.

Причина первая — вес. Такой «нимб» весит около 14 кг, а минимальный вес машин на 2018 год увеличили всего на 6 кг. Это значит, что недостающие килограммы надо где-то искать. Один из вариантов — диета для пилотов, но вот Нико Хюлькенберг, как один из самых высоких спортсменов в Ф1, уже высказался на эту тему таким образом, что «худеть дальше уже некуда, остается только удалять лишние кости». Второй весовой минус нимба — перераспределение веса на переднюю часть машины. Это значит, что заново придется искать баланс машин, возможно, за счет перемещения каких-то агрегатов. К тому же это еще и изменение центра тяжести за счет верхнего крепления HALO, что добавит головной боли инженерам и конструкторам.


С 2018 года минимальный вес машины Формулы 1 вырастет до 733 кг, в том числе и за счет увеличения объема топливного бака, и здесь уже негативно высказался Льюис Хэмилтон, сообщив, что машины станут более тяжелыми, более медленными (подсчитали, что примерно на 1,5 секунды), неповоротливыми и за счет этого более скучными. Правда, сказал он, если это вопрос безопасности, то «я готов».

На моменте безопасности возникает второй минус нимба. Безусловно, он защищает голову пилота, но при этом он почти в два раза увеличивает время, необходимое на покидание пилотом аварийного автомобиля — на тестах понадобилось 9,5 секунды, чтобы извлечь из машины с системой HALO Валттери Боттаса — против 5 секунд без этой системы. Вспоминая ряд инцидентов, когда время было критично (например, внезапное возгорание автомобиля Кевина Магнуссена в Малайзии прошлого года), начинаешь сомневаться в необходимости такого подхода. Самое интересное, что почти все команды, невзирая на уже потраченные на систему деньги, в один голос утверждают, что с радостью бы от нее отказались, появись такая возможность. Впрочем, будем надеяться, что все еще может вернуться на круги своя и систему отменят — как, например, это было с новым неудачным форматом квалификации в 2016 году.


3. Неоднозначную реакцию у команд вызвало и новое решение еще больше ограничить количество разрешенных агрегатов — по элементам силовых установок до трех и по KERS и пр. — до двух. Кристиан Хорнер заметил, что это вряд ли сократит расходы команд, так как им придется намного больше вкладываться в разработку и предгоночные тесты. Но здесь были неумолимы Ferrari, которые лоббируют уменьшение числа элементов. Кстати, любопытная статистика: в этом году Mclaren получил 380 штрафных позиций, чуть меньше получилось у Renault — 310.


4. Ну и последняя популярная тема для слухов и разговоров — состав команды Williams, чьи руководители обещали огласить его после тестов в Абу-Даби, состоявшихся во вторник-среду на этой неделе. Для участия в тестах в команду приглашены Роберт Кубица, Сергей Сироткин и Лэнс Стролл.

По паддоку ходят усиленные слухи, что с Кубицей уже подписан двухлетний контракт, но затем эти слухи стали еще более интенсивно опровергать — возможно, потому, что говорить о контракте еще рано. Сергею Сироткину тоже предстоит проехать много кругов на машине Williams, так что решение по Кубице еще не окончательное. Как у Кубицы, так и у Сироткина есть спонсорская поддержка, Кубица, конечно, более опытный и «медийный», но Сергей выигрывает отсутствием серьезных травм в прошлом. К тому же Кубица после аварии в ралли получил очень крупную страховку (несколько миллионов евро) за то, что больше не вернется в Формулу 1, и в противном случае кому-то придется ее выплачивать.


Кандидатура Квята сейчас отошла на второй план, но Williams утверждают, что это потому, что они видели Даниила в деле на трассе и не нуждаются в дополнительных тестах.

5. После награждения победителей Гран-при Абу Даби состоялась презентация нового логотипа Формулы 1. Новые владельцы из Америки решили: раз уж менять, то все сразу. В итоге можно сказать, что новый логотип не самый неудачный из всех предложенных, но больше всего он должен понравиться болельщикам Ferrari, т.к. выполнен полностью в красном цвете.


Russian Time — чемпионы в командном зачете Formula 2!

Эта прекрасная новость стала, пожалуй, главной новостью последних дней — наряду с вице-чемпионством в личном зачете у пилота этой команды Артема Маркелова!

В субботней гонке после технической дисквалификации победителя Оливера Роуланда первое место перешло к финишировавшему вторым Артему Маркелову, а его напарник Лука Гиотто стал третьим. В финальной гонке оба пилота вновь финишировали в очковой зоне, что в итоге принесло Russian Time второй командный титул в Формуле 2 (первый они завоевали в 2013 году).


Артём Маркелов: «Год получился сильным, я выиграл три субботние гонки — Бахрейн, Спа и здесь, плюс взял поул в этот уикенд, доказав, что добился прогресса во всех аспектах своего пилотажа. Спасибо всей команде и всем, кто занимался моей физической и психологической подготовкой, это был многогранный сезон».

Светлана Стрельникова, руководитель команды: «Мои поздравления Артему, Луке и всей команде за великолепный год. Мы завоевали второй титул за пятилетнюю историю команды. Мы опередили ближайших конкурентов на 15 очков. То, что мы стали единственной командой, зарабатывавшей очки на каждом этапе, это следствие напряженной работы всех причастных».

Поздравляем российскую команду!


Источник: Drom.ru
Фото: formula1.com и Russian Time

SMP RDRC. Ян Баженов и его Mitsubishi Mirage Cyborg

Сегодня речь пойдет о Яне Баженове, пилоте из Ялты, занявшем 4-е место в классе FWD (FSA) сезона 2017, и его Mitsubishi Mirage Cyborg.
Андрей Кринкин,

Итоги сезона-2017 NHRA. Часть 2

Мы продолжаем вспоминать самые запоминающиеся и в чем-то даже исторические моменты прошедшего сезона NHRA Mello Yello Drag Racing Series.

Чемпионат мира по эндурансу (WEC): итоги года и надежды на будущее

В прошедшие выходные в Бахрейне прошла финальная гонка сезона-2017 чемпионата мира по эндурансу (World Endurance Championship).

Музей Ferrari в Маранелло

Поездка в Маранелло свалилась мне как снег на голову. Но — почаще бы валился такой снег.
Андрей Кринкин,

Santa Pod обновляется

Santa Pod Raceway является, пожалуй, самым легендарным стрипом в Европе, на котором ежегодно проводятся десятки мероприятий различного калибра, включая два этапа (первый и последний) из шести европейского чемпионата EDRC.
Андрей Кринкин,

NHRA. Шон Рид. Из пучины морской в пламя

На завершающем ивенте NHRA Mello Yello Drag Racing Series пятикратный чемпион Lucas Oil Drag Boat Racing Series Шон Рид попытал счастья за рулем Top Fuel дрэгстера, после того как добился немалых успехов в гонках на воде.

Обзор экспонатов Motorsport Expo 2017 NEXT

2 и 3 декабря на территории КВЦ «Сокольники» прошла выставка Motorsport Expo 2017 NEXT, которая объединила всех неравнодушных к моторному спорту и гоночной технике.

SMP RDRC. Максим Кривобоков и его Toyota Soarer

Историю уникального проекта на базе Toyota Soarer и экспериментов Максима в дрэг-рейсинге читайте в нашем новом интервью.

SMP RDRC. Константин Крапивин и его Toyota Supra

Мы уже рассказали вам истории нескольких участников Чемпионата России по дрэг-рейсингу и их автомобилей, а сейчас речь пойдет о Кубке России.
Показать еще →