SMP RDRC. Оксана Яковлева. Первая Чемпионка России и ее Honda Civic

Оксана Яковлева — Чемпионка России 2016 в классе FWD (переднеприводные автомобили), первая в истории российского дрэг-рейсинга женщина Чемпион России.

В сезоне 2017 Оксана решила сделать перерыв в участии в соревнованиях и готовит новый проект. О том, как девушка пришла в автоспорт, как победила и какие у нее планы на будущее — в нашем новом материале.


Оксана признается, что ей всегда нравился автоспорт, причем разные дисциплины: ралли, кольцевые гонки, дрифт, дрэг-рейсинг. В 2007 году она принимала участие в ралли, а потом перешла в любительские кольцевые гонки (кстати, до настоящего времени обожает их). В 2013-м девушке довелось побывать зрителем на Кубке России по дрэг-рейсингу, проходившем в Омске, и поучаствовать в гонках поддержки на своем городском «Мерседесе». Тогда она познакомилась с пилотами Кубка, среди которых был красноярец Игорь Баранов. Так постепенно складывалась череда встреч, определившая дальнейшее развитие событий.


В сентябре 2013 года Оксана впервые приехала из Омска в Красноярск на своей Subaru Impreza, чтобы поучаствовать в тайм-аттак на «Красном кольце». Влюбилась в природу Красноярского края и осталась там жить. В следующем году девушка захотела попробовать себя в дрэг-рейсинге. Для этого она задумала купить готовый гоночный автомобиль, при этом понимая, что необходим не просто болид, но и команда специалистов, которая сможет сопровождать ее на соревнованиях. Она наблюдала за участниками из Красноярска, в том числе за Игорем Барановым, и пришла к выводу, что именно он — тот, кто сможет реализовать ее цели. «Я верила, что если прибавить к его знаниям и любви к автоспорту реальное финансирование, то получится создать быстрый автомобиль», — вспоминает Оксана Яковлева.


Автомобиль Игоря Баранова

Ты заказала у Игоря сборку автомобиля?

Я купила у Игоря Баранова автомобиль, на котором он стал Чемпионом России по дрэг-рейсингу 2015 года в классе FSА (FWD). Все мои знакомые спрашивали, зачем мне эта груда железа. Я отвечала, что приобрела дух победы, а железо всегда можно поставить новое.

Помню, когда позвонила Игорю и сказала, что хочу участвовать в RDRC и хочу, чтобы он стал моим единомышленником, он спросил: «Почему я?» Я ответила: «Потому что ты не бросишь в трудную минуту, я верю в тебя!» Ему понравилось мое предложение с точки зрения того, что он мог реализовать свои идеи в качестве конструктора боевого автомобиля. И он, в свою очередь, верил в меня. Сказал, что такая «сумасшедшая и хладнокровная», как я, сможет ехать.


Почему Honda Civic?

Потому что Хонды — это реально перспективные автомобили, и не только в дрэг-рейсинге. И потому что Игорь знает, на что способна Хонда. Если перефразировать один анекдот: «Если Хонда не едет, то ты просто не умеешь ее готовить». Зачем начинать все сначала, если можно воспользоваться уже накопленным опытом в сборке именно Хонды, доработать, реализовать идеи.

В январе 2016 мы накидали простой план доработок и его бюджет. Но тюнинг такое дело, что постоянно что-то хочется улучшить. Помню, как в феврале позвонил Игорь и спросил: «Ты сидишь или стоишь? Лучше присядь. Я нашел то, что ты просила. Будем покупать новую коробку передач?». Игорь спрашивал меня несколько раз, жалею ли я, что приняла такое решение. Мой ответ неизменен: не жалею! Изначально был кузов купе, на котором не один год выступал сам Игорь. Взяв болгарку, срезали все лишнее, сдали на металлолом и остался один каркас. Я попросила, чтобы не экономили, а собрали красивый и быстрый болид. Так получился мой хэтчбек.


Груда железа «выпиленная» из «Хонды» в процессе доработок.

Коллектив проводил собрания, планировали, спорили, разбирали разные ситуации. Оксана озвучила команде свою цель: стать первой в России женщиной Чемпионом в дрэг-рейсинге. Она не скрывала своих желаний и знала, что мысли материальны. Закупили запасные части, собрали запасной мотор. Поскольку намерение было проехать все этапы, ничто не должно было этому помешать. Между тем, время поджимало. Вот-вот должен был начаться сезон, а Оксана еще ни разу в жизни не управляла таким мощным автомобилем с такой коробкой передач, как ее новая Хонда.

Первые тесты провели 30 мая, и сразу же случилась поломка. Это было за месяц до дебютного этапа. Игорь почти круглосуточно искал причину, почему так произошло, и нашел. Пришлось разбирать двигатель. Оказалось, что завернуло вкладыши, которые выбрали (думали, что они дорогие и хорошие), и это потянуло за собой другие проблемы. Хорошо, что успели все исправить до первого этапа.


Как прошел твой первый этап в RDRC?

Я впервые села за руль своего болида в пятницу за один день до Чемпионата. Это равнозначно, что я пришла бы в автошколу и сразу сдала экзамен по вождению. На первом этапе я одновременно училась и участвовала в гонке, поскольку учиться заранее нет возможности из-за отсутствия трассы, покрытой специальным клеем, без которого автомобиль буксует, моментально стирает слики. Я никак не могла совладать с новой для меня секвентальной коробкой и техникой переключения передач, где нужно за 402 метра успеть правильно сделать старт и очень быстро среагировать на переключение, дойти до пятой передачи за данную дистанцию. Именно при правильном переключении возможно показать хорошее время при условии соответствующих настроек, а у меня никак не получалось!


Одной из основных ошибок являлось то, что я держала рычаг всей ладонью и резко не отпускала его, в то время как нужно пользоваться практически одними пальцами левой руки, каждый раз резко дернув рычаг и сразу отпустив его после переключения. Мой тренер поддерживал меня, но и, бывало, кричал, что ничего сложного в этом нет. Мы поставили видеокамеру внутри салона и после заездов разбирали ошибки, меняли настройки. Я сконцентрировалась, старалась работать над своим моральным настроем, откинула прочь волнение и просто выполняла свою задачу, не боясь показаться смешной. Я всегда знала, что настрой — это очень важно!

Я проехала 10,5 сек., потом последовал результат 10,3 сек. Это время было показано на щадящих настройках автомобиля, потенциал которого использовался примерно на 60% в связи с тем, что я только училась управлять им. Мы решили идти к цели поэтапно, постепенно увеличивая мощность. Задача стояла не только проехать достойно, но и сохранить мотор и коробку. 26 июня 2016 года, Красноярск, 1 этап Чемпионата России по дрэг-рейсингу 2016. Мой дебют состоялся! После гонок Europe’s Fastest FWD Drag Racing написали: «Could Oksana Yakovleva be the first female into the 9 second club? Roll on RDRC Round 2 (Сможет ли Оксана Яковлева стать первой женщиной, которая войдет в Топ-9 секундного клуба? Ждем 2-й этап)».


6–7 августа 2016 года ты и твоя команда Racing Energy приняли участие во втором этапе Чемпионата России по дрэг-рейсингу в Нижнем Новгороде. Как он сложился для вас?

В первый день состоялась квалификация и, поскольку участников было очень много из-за совмещенного мероприятия с «Битвой моторов», я смогла проехать всего одну попытку. Нижний Новгород запомнится мне навсегда из-за опасных заездов, разворота на 180 градусов и моего первого опыта по применению парашюта. В одном из заездов автомобиль второго участника занесло на финише и выкинуло на мою полосу. Я заметила летящий на меня болид в последний момент, поскольку из салона не все видно, ты сидишь намертво пристегнутая и смотришь вперед. Я развернулась перед ним на 180 градусов, чтоб не повредить свой авто. Мы разъехались буквально в нескольких сантиметрах, иначе неизвестно, что могло случиться. За эти доли секунды я даже понимала, что нельзя резко поворачивать руль, что угол разворота большой и можно повредить ходовую часть. У меня не было страха, я как будто ездила за рулем дрэгового болида всю жизнь, и моя «злая милашка» Хонда отвечала мне взаимностью.

На этапе я буквально рвалась в бой, хотела ехать быстрее и быстрее, а команда сдерживала меня, поскольку стояла жара, что не особо хорошо для мотора, машина грелась, и это могло привести к негативным последствиям. Все переживали, вдруг я сделаю ошибку, а даже малейшая может стоить очень дорого. Но мы сделали это! Результат финального заезда в Нижнем Новгороде 9,736 сек. и 1-е место во 2-м этапе Чемпионата России. Я попала в Europe’s Fastest FWD Drag Racing, женщина среди сотни мужчин.


Почему ты попробовала пользоваться парашютом только на 2-м этапе?

На первом этапе мне и без парашюта предстояло много чего освоить. В Нижнем Новгороде, когда у меня получались быстрые заезды, необходимость использования парашюта была однозначна, и я стала учиться им пользоваться. Мне объяснили, что сначала надо дернуть рычаг и только потом нажимать на тормоз. «Не перепутай! Бабе — цветы, детям — мороженое, как в фильме „Брильянтовая рука“. И я поехала. Один раз перепутала порядок, и меня закрутило на финише, а второй раз не до конца дернула рычаг парашюта и он не раскрылся. Но все обошлось благополучно. Главное, не паниковать, а быстро реагировать. Пострадали только задние шины, которые стерлись быстрее положенного.


Было страшно? Вообще эти заезды в несколько секунд — это страшно или нет? Как совладать с эмоциями?

Несмотря на то, что я человек эмоциональный, скажу честно, что страшно не было. У меня были мысли о том, что я должна идти к цели. Я прекрасно понимаю, что автоспорт входит в число опасных видов спорта. Однако мы не реализовали весь потенциал автомобиля, потому что Хонда была на стандартных приводах, а я училась ездить и старалась не сломать автомобиль. Все удивлялись, почему я не грею резину на старте, но мы понимали, что надо проехать 4 этапа и не сломаться на стандартных приводах. В связи с этим старт мы регулировали настройками, иногда в нужный момент помогала закись азота. Из-за стандартных приводов мы не могли поставить шины большего размера, иначе привод не выдержал бы нагрузки. Учиться греть резину я буду в следующих сезонах.


Как продолжился для тебя сезон 2016?

Мы стабильно проехали все этапы Чемпионата, улучшая достижения. Все наши труды были вознаграждены призовыми местами в каждом из этапов. Для меня это был мой первый сезон в высшей лиге, в котором я смогла показать достойный итог. 13–14 августа в Нижнем Новгороде состоялся 3-й этап RDRC 2016. Цель моей команды была — победа в Чемпионате России, и мы приближались к цели. Стабильность, технические характеристики автомобиля, правильная стратегия, профессиональные качества команды — это путь к победе! Результат 9,543 сек. и 1 место на 3-м этапе.

На последнем раунде в Грозном мы добавили мощности, поскольку я хотела проехать низкие 9 секунд или выехать из 9, если повезет. Это был самый сложный для нас этап. На пути в Грозный мы попали в аварию на трассе. Водитель другого автомобиля не справился с управлением и несколько раз ударил в бок нашего автобуса, буксирующего прицеп. Нас вместе с прицепом выкинуло в кювет, автобус оказался сильно поврежден. Благодаря стенке на прицепе, которая закрывала переднюю часть Хонды, удалось сохранить болид. На самой гонке случилось три стандартных поломки, мы их сразу устранили. На протяжении всех 4-х этапов мы ничего не меняли в автомобиле, кроме настроек. Ничего ремонтировали, кроме последнего этапа в Грозном. Ремонт вызван тем, что трасса была хорошо проклеена и шины просто прилипли, соответственно, возросла нагрузка, в том числе на ходовую часть. Сломались гранаты, которые были стандартными и прослужили, кстати, 2015 и 2016 год.


В последний день мне не удалось занять первое место на этапе, чему я сильно не расстроилась, поскольку итог Чемпионата был решен до начала финальных заездов. Моего задела на предыдущих раундах хватало для победы в Чемпионате. Однако я расстроилась, что не удалось проехать 9 секунд по причине нехватки сцепления с трассой из-за узких колес, которые буксовали на 1,2,3 передачах. Результат 9,8 сек. получился дважды, а выехать из этого времени мы не смогли. Уже после заездов, когда мы не могли понять, почему автомобиль едет 9,8 сек. и никак не выдает результат лучше, проанализировав настройки и видеозаписи из салона, мы поняли, что оторвало вейст-гейт. Соединение лопнуло, возможно, этому стал причиной, в том числе, удар при аварии, ведь, в Нижнем Новгороде я постоянно улучшалась, а трасса в Грозном позволяла показать низкие секунды.


Расскажи про спек-лист своей Хонды.

Двигатель — 4-цилиндровый Н22. Он сам по себе оборотистый и показал себя положительно. Накопив опыт на своем участии в гонках и прежних ошибках, Игорь понимал, что нужно для его полноценной отдачи. У этого мотора есть свои особенности, поэтому только опытным путем стало понятно, что нужно доработать. Те, кто едут на пределе оборотов, больше рискуют. У нас есть запас, и мне это нравится. Меня спрашивали, почему мы не хотим поставить другой мотор. Но что-то другое — это новый долгий путь, основанный на ошибках, неудачах, экспериментах, огромных вложениях средств. Мы еще не реализовали то, что есть у нас.

На машине стояла спортивная подвеска. Дополнительно были установлены рычаги, сделанные под мой автомобиль нашим другом из Красноярска. На стенде Хонду не настраивали, попросту не успели к сезону. Еще из кастома, Игорь сам изготовил переходную плиту к коробке передач, поскольку, когда пришла коробка, с ней в комплекте не пришла заказанная плита, а времени на ожидание не оставалось.


Цель достигнута. Что теперь?

Мой дебют в RDRC состоялся! Итоги: 1 этап — 2 место, 2 этап — 1 место, 3 этап — 1 место, 4 этап — 3 место. Цели, поставленные в начале сезона 2016, достигнуты и вознаграждены титулом первой женщины Чемпиона России в истории российского дрэг-рейсинга (в классе FWD автомобили с приводом на переднюю ось). Я единственная девушка в рейтинге быстрых переднеприводных автомобилей Европы.

Вы думаете, я не хочу участвовать в соревнованиях в этом году? Конечно, хочу! Мне очень не хватает гонок. Но на данный момент я поставила перед собой другую цель. Я решила собрать новый проект на будущие сезоны, в чем меня полностью поддержала команда. Мной приобретен переднеприводный автомобиль японской марки, частично уже заказаны запасные части: мощные привода Driveshaft, пневмо шифтер Geartronics, новый электронный блок управления. Пока больше мне рассказать нечего, да и есть такая фраза: «Хочешь рассмешить Бога, расскажи ему о своих планах». Время покажет.


Что тебя привлекает в дрэг-рейсинге?

От дрэг-рейсинга я получаю адреналин, эмоции, драйв и силы. Ощущения, когда ты управляешь таким автомобилем, и он отвечает тебе взаимностью, — не передать словами. От прошлого сезона я получила только положительные эмоции, я стала понимать многие ранее непонятные мне вещи, у меня появились новые друзья. Вообще, сама атмосфера гонок в любой дисциплине, круг людей — любителей автоспорта — это непередаваемые эмоции.

Как считаешь, в чем залог успеха в дрэг-рейсинге и в автоспорте в целом?

На мой взгляд — это команда, грамотные технические решения по автомобилю и характер пилота. Меня многие спрашивают, кто меня спонсирует. Меня никогда никто не спонсировал, я очень много работаю и все делаю сама. Мне бы очень хотелось, чтобы были помощники или реальные партнеры, тогда я бы смогла больше внимания уделять другим вещам.


Список доработок:

Расчетная мощность 1100 л.с.
Объем двигателя 2,2 л.
Двигатель H22 VTEC
Гильзы Darton
Турбина Garrett GTX 4202R
Форсунки Fuel Injector Clinic производительностью 1800 сс
Шатуны 1000 + л.с. Manley
ЭБУ Hondata, настройка программного обеспечения Павел Скрыльников (Красноярск)
Топливо Q16 
Система закиси азота
Система связи с механиком Stilo
Коробка передач секвентальная 5-ступенчатая Quaife
Тормозной парашют
Диски дрэговые кованные WELD
Шины Mickey Thompson

Фото: Dragtimes и из архива Оксаны Яковлевой

SMP RDRC. Ян Баженов и его Mitsubishi Mirage Cyborg

Сегодня речь пойдет о Яне Баженове, пилоте из Ялты, занявшем 4-е место в классе FWD (FSA) сезона 2017, и его Mitsubishi Mirage Cyborg.
Андрей Кринкин,

Итоги сезона-2017 NHRA. Часть 2

Мы продолжаем вспоминать самые запоминающиеся и в чем-то даже исторические моменты прошедшего сезона NHRA Mello Yello Drag Racing Series.

SMP RDRC. Максим Кривобоков и его Toyota Soarer

Историю уникального проекта на базе Toyota Soarer и экспериментов Максима в дрэг-рейсинге читайте в нашем новом интервью.

Музей Ferrari в Маранелло

Поездка в Маранелло свалилась мне как снег на голову. Но — почаще бы валился такой снег.
Андрей Кринкин,

Santa Pod обновляется

Santa Pod Raceway является, пожалуй, самым легендарным стрипом в Европе, на котором ежегодно проводятся десятки мероприятий различного калибра, включая два этапа (первый и последний) из шести европейского чемпионата EDRC.

Чемпионат мира по эндурансу (WEC): итоги года и надежды на будущее

В прошедшие выходные в Бахрейне прошла финальная гонка сезона-2017 чемпионата мира по эндурансу (World Endurance Championship).

Обзор экспонатов Motorsport Expo 2017 NEXT

2 и 3 декабря на территории КВЦ «Сокольники» прошла выставка Motorsport Expo 2017 NEXT, которая объединила всех неравнодушных к моторному спорту и гоночной технике.

Финал Формулы 1 в Абу-Даби: новый логотип, проблемы с системой HALO и унылая гонка

В своем интервью по итогам финального этапа в Абу-Даби Себастьян Феттель весьма дипломатично охарактеризовал прошедший Гран-при как «не слишком насыщенный событиями».
Андрей Кринкин,

NHRA. Шон Рид. Из пучины морской в пламя

На завершающем ивенте NHRA Mello Yello Drag Racing Series пятикратный чемпион Lucas Oil Drag Boat Racing Series Шон Рид попытал счастья за рулем Top Fuel дрэгстера, после того как добился немалых успехов в гонках на воде.
Показать еще →