Формула 1. Гран-при Азербайджана: мясной отдел

Обсуждение Гран-при Азербайджана не стихает уже двое суток — это значит, что гонка удалась.

Однако после очередного «выступления» Себастьяна Феттеля начинает казаться, что у промоутеров с ним контракт, по которому немец обязуется на каждом Гран-при устраивать очередное шоу, чтобы хоть как-то подогревать интерес зрителей к происходящему на треках Формулы 1.

После прошлогоднего унылого Гран-при Европы на трассе в Баку все ожидали чего-то подобного и в этот раз: городская гонка, узкая трасса, мало зон для обгона. Но все оказалось иначе. Гонка, проведенная в этот раз в статусе Гран-при Азербайджана, напомнила зрителям, что Формула 1 все еще может быть интересной и захватывающей.


Субботняя квалификация продемонстрировала, что Мерседесы научились работать с шинами и наконец нашли свою скорость, Хэмилтон «привез» своему напарнику, квалифицировавшемуся вторым, почти полсекунды, более секунды — Райкконену на третьем месте и полторы секунды Феттелю. Однако тут стоит учитывать, что Себастьяну Феттелю поставили на машину старый двигатель, так что он заранее был в не совсем равных условиях.

У Джолиона Палмера еще во время третьей практики произошло воспламенение машины после утечки топлива, так что автомобиль не сумели восстановить к началу квалификации, и в воскресенье он стартовал с последней позиции.


В субботу же во время третьей части квалификации в аварию попал Даниэль Риккардо, так что ему досталось десятое место на старте, а обе Force India и оба Williams оказались впереди. Даниил Квят в очередной раз переквалифицировал своего напарника, который к тому же отрабатывал в этот раз штраф в три позиции за свой инцидент в Канаде и стартовал только 15-м. Фернандо Алонсо и его напарник Стоффель Вандорн получили огромные штрафы за замену силовых агрегатов и вышли на старт 19-м и 18-м соответственно.

На неделе, предшествующей гонке, произошло и еще одно важное событие: руководитель команды Sauber Мониша Кальтенборн покинула свой пост.


Конфигурация трассы в Баку крайне непроста и довольно необычна для городских трасс — прежде всего тем, что она обладает самой длинной прямой в 2,1 км, которая дает хорошую возможность для обгона. К тому же в этом году здесь на 100 метров увеличили зону DRS, и это только придало зрелищности борьбе. Любопытно и то, что на проспекте Нефтяников движение формул происходит в том же режиме, что и у обычного городского потока: в двух направлениях, а полосы разделены между собой специальным ограждением. Еще одна особенность трассы в Баку — свежий асфальт, который укладывают перед гонкой, поэтому в первые дни сцепление здесь не слишком хорошее, но накатанный за время свободных сессий и гонок поддержки слой резины к воскресенью, по словам гонщиков, начинает работать. Жаркая погода делает этап в Баку тяжелым и изнурительным не только для машин, но и для пилотов. Но если в этом году его перенесли на одну неделю, чтобы не совпадать с 24-часовой гонкой в Ле-Мане, то в 2018-м Гран-при Азербайджана пройдет в последние выходные апреля, а вот Сочи перенесут вновь на осень, как и в самом начале, что правильно.


Неизвестно, что уж повлияло на горячие головы пилотов в этот раз — жара или что-то еще, но то, что гонка будет жаркой, стало понятно еще на старте. Хэмилтон без особого труда сумел сохранить лидерство, но вот позади него развернулась борьба за позиции между двумя финскими пилотами, и в итоге пострадали оба, а на второе место вышел Феттель. Более того, Боттасу из-за прокола колеса и разрушенного носового обтекателя пришлось возвращаться в боксы, и на трассу он выехал уже последним. Зато на третье место прорвался Серхио Перес, который и в прошлом году в Баку финишировал третьим, правда, тогда он стартовал со второй позиции.

На первом же круге Квят слишком широко вышел в одном из поворотов, чтобы избежать контакта с затормозившим чуть ранее Массой, и возвращаясь на трассу, напугал Карлоса Сайнса, который резко дернул машину и в результате развернулся, но сумел избежать контакта со стеной.


К сожалению, уже на 11-м круге российский пилот был вынужден сойти. «У меня полностью выключилась машина, — рассказал потом Даниил. — Произошло это спонтанно, у меня даже отключилось радио и не было связи с командой».

В это же время выбыл из борьбы и Макс Ферстаппен, у которого начались проблемы с двигателем. Из шести последних гонок это его уже четвертый сход по техническим причинам. Жаль, потому что именно Ферстаппен мог бы поспорить с Феттелем по количеству зрелищных ситуаций.


Именно на 12-м круге на трассу в первый раз вышла машина безопасности, затем после эвакуации автомобиля Квята был объявлен рестарт, но вскоре Чарли Уайтинг вновь выпускает на трассу сейфити- кар. На этот раз — по причине необходимости убрать обломки, которыми усеяно полотно после столкновения Райкконена и Боттаса: острые куски сломанных обвесов грозят обильными проколами. А перед следующим рестартом и случилось то, о чем говорят до сих пор и будут говорить еще долго.

Технически произошло следующее: Хэмилтон сбросил скорость, Феттель, который буквально «висел» на его заднем крыле, врезался в заднюю часть автомобиля, затем пошел на обгон и столкнулся с машиной Хэмилтона еще раз, на этот раз сбоку.


Разбирая эту ситуацию, нужно учитывать все версии.

Версия 1: Хэмилтон решил «проверить» тормоза у Феттеля, а на самом деле хотел просто сбросить его с хвоста перед рестартом.

Если не подходить к вопросу предвзято, то можно вспомнить, как Феттель и сам проделывал такие вещи еще будучи в команде Red Bull. Но почему-то немецкий пилот очень не любит, когда с ним поступают так, как он поступал с другими.

Версия 2: Хэмилтон следовал указаниям из боксов, где ему сказали, чтобы он не приближался очень сильно к машине Майландера, как это было во время предыдущего режима SC.

Версия 3: Хэмилтон имел право на последнем круге отпустить машину безопасности вперед более чем на 10 регламентированных корпусов, и воспользовался этим правом.

Так или иначе, между двумя автомобилями произошло сначала одно столкновение, а затем и второе, причем второе выглядело куда более преднамеренным, чем первое, хотя и здесь существует версия, что Феттель, жестикулируя, отпустил руль, и неуправляемая машина просто изменила направление движения.

В любом случае здесь есть один очень важный нюанс, за который Феттель при любом раскладе должен был получить штраф: под Safety Car он намеренно пошел на обгон. Чтобы снять все двусмысленности, давайте обратимся к правилам F1, в которых сказано, что такое обгон:

«Обгон — когда значительная часть автомобиля, пытающегося обгонять, параллельна с другим автомобилем. Во избежание сомнений, если любая часть переднего крыла автомобиля, пытающегося пройти, поравнялась с задним колесом автомобиля, идущего впереди, это будет считаться как существенная часть». (Выдержка из методички РАФ 2017 года с переводом спортивного регламента F1).

Так что вывод здесь только один: даже если тебя провоцируют, ты, особенно будучи многократным чемпионом мира, не должен горячиться и терять голову. Так недолго и до рукопашной. С другой стороны, именно этот инцидент, а также его последствия, и сделали гонку в Баку одной из самых зрелищных и запоминающихся за последнее время.


Что же происходило дальше?

После рестарта нашел свое разрешение внутренний конфликт между двумя гонщиками Force India, назревавший еще после Гран-при Канады. Тогда Серхио Перес очень жестко «крылся» от Эстебана Окона, не пропуская его вперед для атаки, а после этого двум пилотам разрешили вести борьбу между собой. В Азербайджане Окон, видимо, решил взять судьбу в свои руки, пошел на обгон по внутренней траектории и тем самым спровоцировал столкновение с собственным напарником. В итоге Пересу пришлось вернуться в боксы для ремонта, а Окону — для смены резины. Однако их столкновение вызвало третий выход на трассу машины безопасности для уборки обломков. Фернандо Алонсо, посмотрев на происходящее, пошутил по радио, что ожидает остановки гонки под красные флаги, и оказался прав. На 22-м круге Чарли Уайтинг остановил гонку на 25 минут, в течение которых механики сумели починить машины Переса и Райкконена, и те продолжили гонку, правда, получив штраф проездом по питлейну за обслуживание машин вне разрешенной зоны.


После возобновления гонки Хэмилтон продолжал возглавлять пелотон, за ним следовал Феттель, но разрыв между двумя пилотами вновь начал увеличиваться. К этому моменту Валттери Боттас уже смог прорваться в очковую зону и шел девятым. А вот на рестарте Даниэль Риккардо сумел воспользоваться заминкой идущих впереди Массы и Стролла и вышел на третье место. Тогда он еще и представить не мог, как закончится этот Гран-при.


При возобновлении гонки механики Mercedes не сумели как следует закрепить подголовник на машине Хэмилтона — и у того возникли проблемы. Его зазвали в боксы, чтобы зафиксировать эту деталь, и в этот момент Феттель получил свой штраф в 10 секунд stop&go. Подголовник Хэмилтону сумели закрепить чуть быстрее, но, выезжая на трассу, он попал в трафик и потерял очень много времени. Стратеги Ferrari смекнули, что к чему и велели Феттелю заезжать для отбытия штрафа сразу же, так как, по их расчетам, он вернется на трассу впереди Льюиса. Так и произошло. Теперь оба лидера оказались в аутсайдерах и были вынуждены вести борьбу не только друг с другом, но и с идущими впереди соперниками, а времени для этого оставалось с каждым кругом все меньше. Чем ближе к финишу, тем больше сокращался разрыв между двумя пилотами, Хэмилтон даже оказывался менее чем в секунде от своего соперника, но затем разрыв увеличивался без возможности использовать DRS.


Тем временем Боттас уже занимал третью позицию и с каждым кругом нагонял идущего вторым Лэнса Стролла, а уже на финишной прямой последнего круга оказался в зоне DRS от молодого канадца, воспользовался возможностью и обогнал его в самый последний момент! Но подиум был таким невероятным сюрпризом для Стролла, что он даже не расстроился, что упустил одну позицию, с удовольствием получил боевое крещение, испив из ботинка Риккардо, и принес первый подиум команде Williams!


К сожалению, гонка стала неудачной для команды Renault, ее обе машины не смогли в этот раз финишировать. Палмер сошел еще на восьмом круге, а Нико Хюлькенберг задел бетонную стену в середине гонки, выбив себе переднее правое колесо. Фелипе Масса сошел в середине гонки из-за проблем с амортизатором. На 41-м круге все же сошел Серхио Перес, а Эстебан Окон смог финишировать только шестым. На 47-м круге закончилась гонка и для Кими Райкконена.


Удивительно, но на этапе в Азербайджане Фернандо Алонсо сумел не просто финишировать, а еще и заработать два очка для Макларена. Хотелось бы верить, что ситуация для испанца наконец изменится в лучшую сторону.

Что же касается лидеров чемпионата, то разрыв между ними увеличился до 14 очков в пользу Феттеля, однако впереди еще 12 этапов, так что ситуация может измениться.


Следующий Гран-при состоится на австрийской трассе Шпильберг через две недели.

Результаты Гран-при Баку

ПилотКомандаВремя/отставаниеСкоростьПит
1. Д. РиккардоRedBull2:03.55.573148.1763
2. В. БоттасMercedes+3.904148.0983
3. Л. СтроллWilliams+4.009148.0962
4. С. ФеттельFerrari+5.976148.0572
5. Л. ХэмилтонMercedes+6.188148.0532
6. Э. ОконForce India+30.298147.5753
7. К. МагнуссенHaas+41.753147.3482
8. К. СайнсToro Rosso+49.400147.1982
9. Ф. АлонсоMcLaren+59.551146.9992
10. П. ВерляйнSauber+89.093146.4213
11. М. ЭриксонSauber+91.794146.3692
12. С. ВандорнMcLaren+92.160146.3623
13. Р. ГрожанHaas+1 круг144.9424
14. К. РайкконенFerrariсход140.4952

Лучший круг: Себастьян Феттель (Ferrari) 1:43.441 (47-й круг, 208.919 км/ч).

Источник: Drom.ru

SMP RDRC. Ян Баженов и его Mitsubishi Mirage Cyborg

Сегодня речь пойдет о Яне Баженове, пилоте из Ялты, занявшем 4-е место в классе FWD (FSA) сезона 2017, и его Mitsubishi Mirage Cyborg.
Андрей Кринкин,

Итоги сезона-2017 NHRA. Часть 2

Мы продолжаем вспоминать самые запоминающиеся и в чем-то даже исторические моменты прошедшего сезона NHRA Mello Yello Drag Racing Series.

SMP RDRC. Максим Кривобоков и его Toyota Soarer

Историю уникального проекта на базе Toyota Soarer и экспериментов Максима в дрэг-рейсинге читайте в нашем новом интервью.

Музей Ferrari в Маранелло

Поездка в Маранелло свалилась мне как снег на голову. Но — почаще бы валился такой снег.
Андрей Кринкин,

Santa Pod обновляется

Santa Pod Raceway является, пожалуй, самым легендарным стрипом в Европе, на котором ежегодно проводятся десятки мероприятий различного калибра, включая два этапа (первый и последний) из шести европейского чемпионата EDRC.

Чемпионат мира по эндурансу (WEC): итоги года и надежды на будущее

В прошедшие выходные в Бахрейне прошла финальная гонка сезона-2017 чемпионата мира по эндурансу (World Endurance Championship).

Обзор экспонатов Motorsport Expo 2017 NEXT

2 и 3 декабря на территории КВЦ «Сокольники» прошла выставка Motorsport Expo 2017 NEXT, которая объединила всех неравнодушных к моторному спорту и гоночной технике.

Финал Формулы 1 в Абу-Даби: новый логотип, проблемы с системой HALO и унылая гонка

В своем интервью по итогам финального этапа в Абу-Даби Себастьян Феттель весьма дипломатично охарактеризовал прошедший Гран-при как «не слишком насыщенный событиями».
Андрей Кринкин,

NHRA. Шон Рид. Из пучины морской в пламя

На завершающем ивенте NHRA Mello Yello Drag Racing Series пятикратный чемпион Lucas Oil Drag Boat Racing Series Шон Рид попытал счастья за рулем Top Fuel дрэгстера, после того как добился немалых успехов в гонках на воде.
Показать еще →