Передвижники

Гоночные арт-кары: их история, создатели и пилоты

Автогонки всегда были в центре внимания активной публики, особенно такие знаменитые соревнования, как французские «24 часа Ле-Мана» или — чуть позже — американские «24 часа Дайтоны». Причин тому множество, но самым притягательным в автоспорте всегда было ощущение риска, на который шли спортсмены, борясь за победу в гонках.

Больше ста лет прошло с тех пор, как состоялось первое в истории автомобильное соревнование, но и сейчас публика с трепетом взирает на гоночные автомобили. На трек выходят только самые мощные и доработанные технически, самые красивые, раскрашенные в яркие цвета спонсоров соревнований, облепленные рекламой.


BMW M1, оформленный Энди Уорхолом, 1979 год. Фото: BMW

Почти с самого начала автогонки перестали быть исключительно видом спорта, превратившись в то, что сейчас принято называть стилем жизни. Гонщики нередко становились законодателями моды, им подражали — и неудивительно: каждый из них был уникален и харизматичен. В моду моментально входила одежда и аксессуары, которые носили звезды автоспорта, а также машины, на которых они ездили и выигрывали. Неудивительно, что в автоспорт ринулись все, кто хотел привлечь к себе внимание: от автопроизводителей и модельеров до актеров, художников и музыкантов. Более того, такой симбиоз гонок и искусства подчас оказывался настолько удачным, что становился традицией.

Все началось с «Ле-Мана». 24-часовая гонка на французской трассе Сарте является не только старейшим суточным марафоном, но и самым популярным. Автопроизводители использовали это соревнование как рекламу своих автомобилей, а гонщики становились звездами, если им удавалось выиграть гонку.

Больше 40 лет тому назад, в 1975 году, на старт «Ле-Мана» впервые вышла необычная машина — BMW 3.0 CSL Batmobile GT, которой управлял французский гонщик и аукционист Эрве Пулен. Прозвище «Бэтмобиль» этот BMW получил из-за формы крыльев и других элементов аэродинамического обвеса. Впрочем, с технической точки зрения это был нормальный гоночный автомобиль, а необычность состояла в том, что специально для участия в марафоне ее разрисовал американский скульптор Александр Колдер, превратив в произведение искусства. Перед гонкой этот автомобиль даже застраховали на $1 млн именно как произведение искусства.


BMW 320i, оформленный Роем Лихтенштейном, 1977 год. Фото: BMW

Идея принадлежала директору BMW Motorsport Йохену Неерпашу, и эксперимент удался: публика приняла арт-новшество с бешеным восторгом. Несмотря на то что автомобиль в итоге с гонки был снят по техническим причинам, благожелательная реакция зрителей привела к тому, что за первым проектом последовали и другие.

Уже в 1976 году на старт «24 часов Ле-Мана» вышел BMW, оформленный американским абстракционистом Фрэнком Стеллой, а в 1977-м — Роем Лихтенштейном. Любопытно, что в 1977 году автомобилем BMW с бортовым номером 50 вновь управлял Эрве Пулен, и на этот раз он не просто финишировал, но и стал победителем в своем классе.

Но, конечно, самым знаменитым стал BMW M1, над которым потрудился Энди Уорхол в 1979 году. Невероятно броский сам по себе, BMW M1 благодаря Уорхолу стал уникальным. «Я постарался изобразить чувство скорости. Когда машина едет очень быстро, то все линии и цвета становятся расплывчатыми»,- рассказывал о своем произведении Уорхол.


BMW M6 GT3, оформленный Джоном Балдессари (2016 год), на гонке «24 часа Дайтоны», 2017 год. Фото: BMW

И вновь за руль в составе экипажа сел Эрве Пулен. Стартовав под номером 76, арт-кар Энди Уорхола прибыл шестым в общем зачете и вторым в своем классе.

После некоторого перерыва арт-кары стали участвовать не только в «Ле-Мане», но и в других гонках. В 1987 году BMW M3 Майкла Джагамары Нельсона под управлением Тони Лонгхерста финишировал первым в австралийском чемпионате AMSCAR. В сезоне 1988 года на арт-каре выступала команда гонщиков Mobil 1, автомобилем управлял неоднократный чемпион австралиец Питер Брок. В 1987 году BMW M3 Кена Доуна вышел на трек с командой JPS BMW и принес победу Джиму Ричардсу в группе А Австралийского гоночного чемпионата. В сезоне 1988 года автомобиль участвовал только в одной гонке, после чего был снят с соревнований. В начале мая 1999 года арт-кар Дженни Хольцер принял участие в отборочном этапе гонки в Ле-Мане, но был снят с заезда. Еще один BMW V12 LMR под управлением Иоахима Винкельхока, Пьерлуиджи Мартини и Йанника Далмаса стал победителем 24-часового марафона. После мировой премьеры в Музее современного искусства Жоржа Помпиду в Париже в знаменитой французской гонке принял участие арт-кар в исполнении Джеффа Кунса, который получил стартовый номер 79 в честь BMW M1 Энди Уорхола. В состав экипажа вошли Энди Приоль, Дирк Мюллер и Дирк Вернер.

Конечно, не все произведения искусства на колесах выходили на гоночные треки, многие стали музейными экспонатами. Всего же коллекция BMW насчитывает 18 автомобилей, расписанных известными художниками. В этом году BMW Motorsport решили возродить традицию и создали новый автомобиль, который принял участие в 24-часовом соревновании в американской Дайтоне. И неудивительно, что оформление автомобиля предложили легендарному Джону Балдессари, художнику-концептуалисту из Лос-Анджелеса.


Пилоты команды BMW Motorsport на гонке «24 часа Дайтоны», 2017 год. Фото: BMW

Балдессари был с детства увлечен автоспортом и неоднократно смотрел гонки — как на автодромах, так и по телевизору. «Я еще в детстве заметил, что с трибун чаще всего видишь крышу автомобиля, поэтому решил создать автомобиль, который зрителю было бы проще опознавать. Для этого на крыше я расположил большой красный круг». Такая яркая точка стала в том числе данью серии работ Джона Балдессари, сделавшей американца культовым художником. Помимо красной точки художник написал на водительской двери автомобиля слово «Fast» — «быстрый», а на правом борту изобразил сам BMW.

Кстати, об автомобиле. Начиная с сезона-2016 в «конюшнях» BMW Motorsport произошла смена поколений: мощные и технически совершенные BMW M6 GT3 сменили несколько устаревшие BMW Z4. Теперь эти новейшие автомобили борются за победу в знаменитых соревнованиях — марафонах в Ле-Мане, Спа, Нюрбургринге и Дайтоне, а также крупнейших сериях вроде Blancpain GT Series. Главным исключением из правил остается немецкий кузовной чемпионат DTM, где на старт выходят BMW M4.

Гоночный сезон открывает в конце января гонка «24 часа Дайтоны». Она появилась на 40 лет позже «Ле-Мана», в 1962 году, и мгновенно стала популярной. «Дайтона» проходила во время европейских гоночных каникул, и заскучавшие пилоты с большим энтузиазмом восприняли идею встретиться пораньше, во Флориде.


Пилот команды BMW Motorsport Билл Оберлен. Фото: BMW

«Дайтона» — необычная гонка, в ней на равных участвуют разные автомобили, и европейские, и американские. Длина трека «Дайтоны» — всего 4830 м, но иногда на ее старте больше экипажей, чем в «Ле-Мане».

Напряженная борьба — одна из главных особенностей «Дайтоны». Разные машины в зависимости от своих преимуществ по-разному показывают себя на каждом отрезке трассы. Сама трасса представляет собой американский овал, включающий в себя часть кольцевой традиционной трассы.

В этом году уникальный BMW M6 GT3 под номером 19, оформленный звездой концептуального Лос-Анджелеса Джоном Балдессари, вывел на старт «Дайтоны» не менее звездный экипаж в составе Александра Симса, Билла Оберлена, Аугусту Фарфуса и Бруно Спенглера — заводских пилотов BMW, всегда отстаивающих честь марки.

О каждом из пилотов можно долго и интересно рассказывать, но самым именитым из четверки является, пожалуй, Бруно Спенглер, канадец французского происхождения, чемпион DTM 2012 года, вот уже 12-й сезон выступающий в этой немецкой кузовной серии. Первые семь лет в DTM Спенглер выступал за Mercedes, но ни разу не поднялся выше второго места, а перейдя в баварскую команду, в первый же год стал чемпионом.


Пилот команды BMW Motorsport Бруно Спенглер. Фото: BMW AG

Его история — это история о том, как труд и вера в себя позволяют преодолеть, казалось бы, невозможные вещи. В 18 лет, после победы во французском чемпионате по картингу, Спенглер перешел в младшие формульные серии, но затем, после серьезной аварии и травмы спины некоторое время не мог выступать. Более того, были сомнения в том, что он в дальнейшем будет заниматься профессиональным автоспортом. На этом его карьера гонщика могла бы закончиться, если бы Норберт Хауг, шеф гоночного подразделения Mercedes, не дал Спенглеру еще один шанс и не пригласил в DTM. Постоянные тренировки, изнурительные упражнения для укрепления спины и неизменное желание сделать карьеру профессионального гонщика привели к тому, что Бруно Спенглер уже во второй свой сезон в DTM, в 2006 году, завоевал серебряную награду. Однако прошло еще шесть долгих лет, прежде чем он сумел стать чемпионом.

С 2012 года его жизнь связана с брендом BMW. DTM отнимал у него практически все свободное время, однако в межсезонье он мог себе позволить участвовать и в других соревнованиях, а сейчас, после финиша в «Дайтоне», Бруно получил новое предложение: принять участие в марафоне «24 часа Нюрбургринга» и стартовать на сложнейшей в мире трассе «Северная петля».

Арт-кар, которым управлял Спенглер, финишировал в «Дайтоне» после 652 кругов восьмым. Конечно, это не лучший результат для звездного экипажа, спортсмены надеялись на другие показатели. К сожалению, после успешного старта затяжной пит-стоп отбросил экипаж назад, и полностью нагнать упущенное время не удалось.

Бруно Спенглер признается, что ливень также подпортил планы команды: «В общем, это было не совсем то, что мы планировали в этой гонке. Я впервые находился за рулем автомобиля на мокрой ночной дороге в 24-часовой гонке. Безусловно, я получил захватывающий опыт. Тем не менее по сравнению с конкурентами нам не хватало скорости. И в решающих ситуациях нам тоже не повезло. Однако мы не сдались, и пилоты не допускали ошибок. Те чувства, которые я испытывал во время заезда — отвага всей команды и честь быть за рулем BMW Art Car,- останутся в моей памяти».

48-летний калифорниец Билл Оберлен рассказал, что соревноваться в этой гонке на новом арт-каре BMW для него особая честь, так как в этом году празднуется 20-я годовщина его первой победы c BMW в «24 часах Дайтоны». «Безусловно, это кульминационный момент моей карьеры. Девятнадцатый арт-кар BMW войдет в историю и переживет нас. Я бы очень хотел, чтобы мы могли показать лучшее выступление в гонке. BMW M6 GTLM отлично стартовал, команда и пилоты проделали большую работу».

Жизнь бразильца Аугусту Фарфуса тесно связана с BMW, за этот бренд он выступал на разных соревнованиях, и «Дайтона-2017» оказалась для него еще одним важным событием.

«Управлять таким арт-каром для меня стало шансом вписать свое имя в историю,- сказал Фарфус.- Я представляю, как люди увидят мое имя на этом автомобиле спустя 50, а может быть, и 100 лет, и это фантастическое чувство. „24 часа Дайтоны“ само по себе историческое событие, но привилегия ехать за рулем такого автомобиля — совершенно уникальное ощущение. Ведь после гонки эта машина больше никогда не выйдет на трек и навсегда останется образцом искусства».

Параллельно с Балдессари над еще одним арт-объектом работала китайская художница Цао Фэй. Расписанный ею автомобиль носит номер 18, что было важно для художницы: в китайской традиции число 18 произносится как «ши ба» и является счастливым, так как созвучно со словосочетанием «ши фа», означающим «определенно стать богатым». Однако BMW N18 будет представлен уже после автомобиля Балдессари: презентация состоится летом этого года в Шанхае, а в ноябре он примет участие в самой известной гонке Азии в Макао.

Директор BMW Motorsport Йенс Марквардт счастлив, что два арт-кара выступят в гоночном сезоне этого года: «Пилоты и команда BMW Team RLL получили удовольствие от гонки в Дайтоне на этом произведении искусства. Мы с нетерпением ждем второго выступления арт-кара BMW в исполнении Цао Фэй, который покажет себя в деле в Макао в конце года. Что касается сезона IMSA, мы постараемся показать лучший результат в 12-часовой гонке в Себринге в середине марта».

История современных художников-передвижников продолжается.

Источник: КоммерсантЪ

Новый чемпионат GT Challenge 2017 для любителей

Олег Кесельман организовал новый спортивный кольцевой любительский чемпионат GT Challenge 2017

Формула 1: Гран-при Бахрейна. Красные атакуют!

Обзор третьего Гран-при сезона от Марии Мельниковой.

IndyCar. Хинч снова побеждает

Как напарник Алешина прервал в Лонг-Бич безвыигрышную серию

Beautiful creature

Обзор одного из самых долгожданных кроссоверов от бренда, от которого совсем не ждали автомобиль такого класса.
Андрей Кринкин,

NHRA. Шон Ленгдон выступит за Kalitta Motorsports

Пилот сядет за руль дрэгстера в Хьюстоне при поддержке Global Electronic Technology
Андрей Кринкин,

NHRA. Топ 5 пилотов за всю историю серии

Кто из пилотов завоевал больше всего трофеев? Давайте посчитаем.

Весеннее обострение. Как закручивается интрига в IndyCar

Сезон главной формульной серии Америки набирает обороты.

ФОРСАЖ-8

Мария Мельникова в своем блоге поделилась первыми впечатлениями от долгожданной новинки кинопроката.

Машина-кипяток

Желание никогда с ней не расставаться сродни исступленной мании горлума, с любовью шипящего «моя прелесть» посверкивающему кольцу всевластия. Убить за нее? Нет, конечно. Уровень гражданской ответственности у меня зашкаливает. Я же не горлум.
Показать еще →