Прекрасный виток истории

Вот уже на протяжении 20 лет всегда примерно в одни и те же даты — конец января-начало февраля — набережная принца Альберта в Монте-Карло оказывается заполнена сотнями невероятно красивых классических автомобилей.

Экспонаты этой «передвижной» выставки — боевые гоночные машины, подготовленные по всем требованиям соревнований, которые стартуют отсюда и здесь же финишируют спустя несколько дней — в одном из самых сложных и интересных классических ралли: Историческом ралли Монте-Карло.


Историческое ралли Монте-Карло в этом году отмечает свое 20-летие. Оно стало своеобразным витком истории, когда много лет спустя на старты гонки вышли те самые автомобили, которые стартовали здесь же почти 100 лет тому назад.


Любопытно, но история русских на этом ралли примерно равна возрасту самой гонки. В 1911 году состоялось первое событие, а уже в 1912 Андрей Нагель, издатель и автолюбитель, стал первым русским, который не только стартовал, но и финишировал на соревновании в Монако. Выступал он на автомобиле отечественного производства Руссо-Балт, а добирался из Питера на старт гонки собственным ходом.


Представляете: Андрей Нагель вместе со штурманом Вадимом Михайловым выехал из Санкт-Петербурга на машине РБВ3, проехал всё ралли, успешно финишировал и вернулся вновь своим ходом домой! Такой прочности автомобиля и людей можно только позавидовать — ведь тогда не было ни гидроусилителя, ни печки, ни мягкой подвески… В той гонке Нагель и Михайлов финишировали 9-ми в абсолютном зачете, но помимо этого завоевали Первый приз маршрутов — за самый дальний путь, который им довелось проделать.


Почти 100 лет спустя на старты уже Исторического ралли вновь вышли российские экипажи, и что любопытно — команда называлась (и называется) «Russo-Baltic Racing», что с одной стороны перекликается с названием автомобиля Андрея Нагеля, а с другой является простой констатацией факта: команда смешанная и состоит как из русских, так и латышей.


Владелец и руководитель команды Илья Кашин, как принято сейчас говорить, энтузиаст классических автомобилей и моторспорта в целом. В его «конюшне» несколько автомобилей Jaguar E-Type, а также несколько Jaguar Mark II конца 60-х — начала 70-х годов прошлого века —очень редких и необыкновенно красивых чистопородных англичан. Есть также и русская классика. Что самое главное — эти машины не просто на ходу, но без малейшей проблемы способны выдержать такое испытание, как 3000 км маршрута Исторического ралли Монте-Карло, проходящего по горным серпантинам и узким заснеженным дорогам Франции и Монако — как днем, так и ночью.


Традиционно старт ралли дается из нескольких городов: с такого концентрационного этапа и начинается всё соревнование. В этом году участники могли на выбор выехать в сторону Монако, из Стокгольма, Лиссабона, Копенгагена, Глазго, Бад-Хомбурга, Барселоны или Реймса. Российский экипаж Ильи Кашина, который уже в шестой раз принимает участие в Историческом ралли Монте-Карло, стартовал из Реймса.


…Бытует мнение, что подобные классические ралли меньше всего похожи на автоспорт, а напоминают, скорее, приятную прогулку. Это не так. Сложные погодные условия (например, в прошлые годы маршрут хорошо заметало снегом), непростые дороги (узкие, горные серпантины), ночные этапы, когда порой в темноте и тумане не видно дальше капота автомобиля, и средняя скорость на определенных СУ, достигающая 48 км/ч, все это делает участие в гонке очень непростым и для штурмана, и для пилота.


Илья Кашин рассказал, что неожиданно в этом году маршрут ралли оказался довольно «скучным» — было мало снега, и по-настоящему опасные участки можно было пересчитать по пальцам. Однако, несмотря на то, что сошедших до финиша экипажей в этот раз было немного (порядка 40), неприятные ситуации все равно возникали.


— Самым сложным ночным спецучастком на последнем этапе ралли считается «Кол де Турини» — отрезок горного серпантина, который проходится экипажами при полной темноте. Этот СУ называют еще «Ночью кинжалов» — потому что десятки лучей от фар одновременно прорезают ночное небо, освещая себе путь. Большинство аварий происходит именно здесь, и этот год не стал исключением. Поднимаясь в гору, мы вдруг увидели впереди себя два красных огонька, парящих на приличной высоте от дороги. Оказалось, что один из участников не заметил поворота, проехал на серпантине прямо и едва не свалился в пропасть — еще несколько сантиметров, и машина бы не удержалась. К счастью, все обошлось.


В прошлые годы Илья Кашин неоднократно поднимался на подиум Исторического ралли Монте-Карло, но в этом году, к сожалению, не заладилось с самого начала. Еще на первом этапе сбой дало штурманское оборудование, и к тому моменту, когда стало понятно существенное расхождение с заданным временем прохождения маршрута, было уже поздно. 20 000 штрафных очков расставили все по своим местам: теперь экипажу под номером 150 ярко-красного ягуара оставалось лишь получать удовольствие от прохождения красивейших этапов.


Интересно, но для многих экипажей Исторического ралли Монте-Карло особой привлекательностью обладает не столько спортивный результат, сколько сам факт участия и финиша в этом соревновании. На наш вопрос, почему вы здесь участвуете, многие участники отвечали, что получают от этого огромное удовольствие, и для них это лучший способ сменить обстановку, провести отпуск и встретиться с друзьями, ну а также испытать на прочность себя и свои автомобили.


Jaguar E-Type, на котором выступал экипаж Кашина, в этом году был единственным автомобилем этой марки и модели: честно говоря, это далеко не самый «раллийный» автомобиль в мире. Короткие и юркие Mini, подготовленные Porsche и Lancia чувствуют себя на таком маршруте как рыба в воде. Но удовольствие от управления это красивой и абсолютно «честной» английской заднеприводной машиной под названием Jaguar вряд ли может сравниться с чем-то еще. Безусловно, все автомобили-участники специально подготовлены к ралли в соответствии с требованиями регламента. Все они закаркашены, оборудованы специальными гоночными сидениями и ремнями безопасности, системой пожаротушения и выключателем массы. Кроме того, у большинства из них усилены тормоза и доработана подвеска. Однако, вмешательство в силовые агрегаты строго запрещено: все едут на том, что изначально есть. А участники делятся на категории и классы в зависимости от года выпуска и мощности двигателя.

…Ночной этап ралли является заключительным. Основные экипажи финишируют на набережной принца Альберта в Монте-Карло в районе 5 утра, когда еще совсем темно, и даже чайки еще спят. Это самое удивительное время суток, когда приморская тишина нарушается разнокалиберным звуком двигателей финиширующих автомобилей. И иногда еще издалека можно понять, кто едет: вот оппозитный рокот Porsche, вот урчащий мотор Lancia, а вот этот низкий и глубокий баритон явно принадлежит нашему Ягуару. И вправду — красная длинноносая машина закатывается на финишный подиум, штурман получает отметки в карту, и ралли для нас закончено.

«…Чтобы в следующем году стартовать снова», — обещает Илья Кашин.

Почему Indy 500 — «Величайший гоночный спектакль»

Комментатор Viasat Sport Сергей Беднарук рассказывает о культовости гонки «500 миль Индианаполиса», которая в грядущее воскресенье пройдет уже в 101-й раз в истории.

Прелюдия к «Величайшему гоночному спектаклю»

Комментатор серии IndyCar на канале Viasat Sport Сергей Беднарук подводит итоги 5 этапа главной формульной серии Америки, прошедшего на дорожной трассе в Индианаполисе, и предвкушает главную гонку сезона — Indy 500.

Инновации в классе Funny Car. Часть 1

Как жил и развивался класс Funny Car, какие инновации в нем появлялись рассказывает Андрей Кринкин.

Инновации в классе Funny Car. Часть 2

Как жил и развивался класс Funny Car, какие инновации в нем появлялись рассказывает Андрей Кринкин.

Camaro 2.0. Укравший свободу

Тест-драйв спорткара с относительно скромным, для классического «штатовского» muscle-car, мотором под капотом

Триумф Пажено и завал Алешина

Итоги первой гонка на овале североамериканской серии IndyCar в Финиксе

1 этап Porsche Sport Challenge на MRW

Новый Porsche 911 Carrera GTS и гонка в формате GT-Challenge

340 км/ч на пути к достижению дзен

Японских автомобилей в моей жизни не было очень давно. То-есть, ну как давно…

Formula1. Льюис Хэмилтон научится играть на балалайке

Трехкратный чемпион мира «Формулы-1» Льюис Хэмилтон из Mercedes AMG Petronas F1 Team — о Сочи, «олдскульных» трассах и планах написать песню под балалайку.
Показать еще →